Green Engine


«Разработка и внедрение магистерской программы “Экологический инжиниринг и устойчивое развитие с применением возобновляемых источников и биоотходов”»

 

Успешная интеграция высшей школы Казахстана в международное образовательное пространство возможна на пути исследования и распространения европейского и отечественного опыта модернизации высшего образования в контексте Болонского процесса, к которому Казахстан присоединился в марте 2010 г. В этом плане значительную роль играет программа Темпус.
Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ) активно участвует в проектах программы Темпус, одним из которых является проект Green Engine – «Разработка и внедрение магистерской программы “Экологический инжиниринг и устойчивое развитие с применением возобновляемых источников и биоотходов”».
КарГТУ:
– согласовано и утверждено Соглашение о партнерстве с Висмарским университетом прикладных наук, технологии, бизнеса и дизайна (Германия);
– сформирована и утверждена команда исполнителей Проекта в составе 2-х докторов наук и 2-х кандидатов наук.
Проект рассчитан на период 2011-2014 гг.
Общий бюджет Проекта – 870 тыс. евро.
Координатор Проекта: Висмарский университет прикладных наук, технологии, бизнеса и дизайна (Германия).
Партнеры-исполнители:
– Карагандинский государственный технический университет (Казахстан);
– Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (Казахстан);
– Рудненский индустриальный институт (Казахстан);
– Влади́мирский госуда́рственный университе́т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (Россия);
– Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (Россия);
– Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия);
– Рижский технический университет (Латвия);
– Таллинский технический университет (Эстония);
– Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Основные цели Проекта:
• разработка и внедрение магистерской программы «Экологический инжиниринг и устойчивое развитие с применением возобновляемых источников и биоотходов» в университетах-партнерах, национальная аккредитация;
• внедрение в содержание курса дисциплин по безопасности окружающей среды эффективной переработки электроэнергии, полученной экологически чистым путем, в соответствии со стандартами ЕС и Болонским процессом;
• обеспечение обмена опытом между преподавательским составом и студентами;
• обеспечение непрерывности и прозрачности реализации Проекта;
• эффективное и целенаправленное распространение результатов Проекта;
• обеспечение эффективного применения уже существующего опыта подобных проектов по кластерной переработке энергии, которые еще действуют или закончены (национальные проекты или Темпус);
• пропаганда политического и общественного внимания к данной проблеме по Проекту.
КарГТУ является соразработчиком образовательного стандарта магистерской специальности «Электроэнергетика». Разработанный на основе ГОСО учебный план данной специальности передан вузам-партнерам.
В рамках данной специальности в соответствии с Проектом разработана новая образовательная программа (специализация) «Электропривод и автоматизация технологических комплексов» с элементами ресурсоэнергосбережения.
Рабочая команда ознакомилась с материалами программы Темпус:
– материалы Информационного Дня программы Темпус в Казахстане, организованного 18.10.2011 г. в г. Алматы Национальным офисом программы Темпус в Казахстане совместно с МОН РК при поддержке Исполнительного Агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре Европейской Комиссии и Представительства Европейского Союза в Казахстане;
– исследования Темпус в области сотрудничества между университетами и предприятиями, проведенными при финансовой поддержке программы Темпус Европейского Союза;
– обзор программы Темпус IV (2007-2013);
– исследования Темпус: Реализация Болонского процесса в странах Темпус 2009-2010 гг.;
– исследования Темпус: Реализация Болонского процесса в странах Темпус 2012 г.;
– двадцать лет программе Темпус. Ретроспективный обзор 1990-2010 гг.
На основе исследований актуальных вопросов модернизации высшего образования членами рабочей группы опубликованы следующие научные труды:
1. Как приживается Болонская система в Казахстане // Современное образование, 2011, № 4. Автор Ю. Пак;
2. Перспективы подготовки инженеров в рамках Болонского процесса // Alma mater, 2012, № 8. Авторы: А. Газалиев, В. Егоров, И. Брейдо;
3. Методологические аспекты организации самостоятельной образовательной деятельности студентов в контексте ГОСО нового поколения // Труды университета, 2012, № 1. Авторы: Ю. Пак, И. Шильникова, Д. Пак;
4. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОСО нового поколения // Высшее образование в России, 2012, № 3. Авторы: Ю. Пак, Д. Пак;
5. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса // Материалы VIII международной конференции «Naukova przestrzen Europy-2012». Прага, 2012, V. 15. Авторы: Ю. Пак, С. Кабиева, Б. Ахметжанов;
6. Концептуальные аспекты обеспечения качества ВПО в контексте Болонского процесса // Alma mater, 2012, № 8. Авторы: Ю. Пак, Д. Пак.
В процессе реализации Проекта:
– с 28 ноября по 2 декабря 2011 г. на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (Россия) прошло первое Координационное совещание вузов-партнеров Германии, России, Эстонии, Латвии и Казахстана, в работе которого приняли участие координатор Проекта проф. Пак Ю.Н. и исполнитель доц. Оралова А.Т.;
– в сентябре 2012 г. на базе Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (Казахстан) состоялся мониторинг, где проф. Пак Ю.Н. представил отчет о ходе выполнения проекта «Разработка и внедрение магистерской программы “Экологический инжиниринг и устойчивое развитие с применением возобновляемых источников и биоотходов”» за период октябрь 2011–август 2012 гг.;
– в сентябре 2012 г. проф. Пак Ю.Н принял участие в конференции по программе Темпус (г. Клайпеда, Эстония).

Uncategorized