30.10.2012


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на заседании Правительства РК «О создании независимой системы подтверждения и присвоения квалификации специалистов», г. Астана, 30 октября 2012 г.

Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены Правительства!

Создание независимой системы подтверждения и присвоения квалификации специалистов – это поручение Главы государства.
Оно дано в Послании, в статье «20 шагов к Обществу всеобщего труда», в интерактивной лекции Президента страны.
Это очень принципиальный и системный шаг, призванный в корне изменить взаимоотношения всех сторон, представленных на рынке квалифицированного труда – системы образования, специалистов, бизнеса.

Для выполнения данного поручения мы провели детальный анализ мирового опыта. Он показал, что, хотя понятие квалификации работников используется очень давно, однако системный подход к нему на уровне государств начал формироваться, по сути, только в последней четверти ХХ века.
И это стало переходом на качественно новый уровень. Примером может быть опыт Южной Кореи.
В 1973 году там был принят закон «О Национальной системе технических квалификаций». И поставлена задача – совершить прорыв в сфере технологий на уровень стран-лидеров мирового развития.
Было выбрано 7 общенациональных уровней квалификации и установлено, что переход с уровня на уровень осуществляется только по результатам независимого профессионального тестирования. Результат – рост ВВП Южной Кореи более чем в 100 раз и прорыв в мировую элиту технологических стран.

Аналогичные подходы стали использоваться и в Европейском Союзе.
Разработана Европейская рамка квалификаций как образец для Национальных рамок. На их основе разрабатываются Отраслевые рамки квалификаций и Профессиональные стандарты.
Профстандарты выполняют тройную функцию:
Аккумулируют требования рынка к специалистам данной профессии.
Являются основой для создания программ обучения и подготовки специалистов.
Совместно с отраслевой рамкой служит базой для присвоения и подтверждения квалификации специалистов.

Весь этот опыт нами тщательно проработан, и можно отметить три главных вывода.
Первый – что в передовых странах идет формирование общенациональных требований к квалификациям и сертификации специалистов.
Второй – то, что ни в одной стране ими не охватываются все профессии – охватываются только приоритетные для страны.
– В Южной Корее – 727, в Германии – 400, Дании – 123 и т.д.
И все профессии законодательно делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Третий вывод – независимость системы сертификации специалистов как от учебных заведений, так и от конкретных работодателей.
И охват ею всех ключевых уровней квалификации – вплоть до ведущих инженеров и руководителей производства.

На основе такого анализа и выработанной новой методологии многое нами уже сделано для формирования Национальной системы квалификаций Казахстана, куда входит и сертификация специалистов.
Прежде всего, разработана и утверждена совместным приказом МОН и МТСЗН Национальная рамка квалификаций.
Она полностью совместима с европейской – по 8-ми уровням в масштабах страны.
На основе Национальной рамки разработаны Отраслевые рамки квалификаций в сферах образования и науки, труда, сельского хозяйства.
Начата разработка профессиональных стандартов.
Они уже сформированы в нефтегазовой, туристской, машиностроительной, аграрной сферах по 118 профессиям.
Их разработка с учетом мирового опыта продолжается, в том числе в рамках совместного проекта с Всемирным банком.
Для законодательного обеспечения внесены изменения в Трудовой Кодекс, Законы «Об образовании», «О техническом регулировании», «Об аккредитации в области оценки соответствия».
Определены ответственные органы.
За Национальную рамку квалификаций – МТСЗН совместно с МОН.
За Отраслевые рамки – отраслевые уполномоченные органы.
За профстандарты – они же по согласованию с МТСЗН.
Отраслевые уполномоченные органы также должны утверждать порядок подтверждения и присвоения квалификаций.
А осуществлять такое подтверждение будут специализированные организации, аккредитованные Комитетом по техническому регулированию и метрологии МИНТ.
Таким образом, основная законодательная база в сфере Национальной и Отраслевых рамок квалификации, профстандартов и независимой сертификации специалистов на уровне базовых понятий заложена.

Работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации также начата.
Методическую помощь отраслевым ассоциациям в этом деле оказывает Холдинг «Кәсіпқор».
На это предусмотрены средства из РБ на сумму 57 млн. тенге.
Разработана институциональная модель независимого подтверждения квалификации и квалификационные требования по ряду специальностей.
Ведется разработка программного обеспечения для тестирования.
У нас действует Республиканский научно-методический центр развития ТиПО и присвоения квалификации (РНМЦ).
Сейчас он преобразуется в АО и передается в конкурентную среду.
Он также готов к оказанию методической помощи в создании центров подтверждения квалификаций на базе ассоциаций.
В качестве пилотных ассоциаций для запуска системы подтверждения квалификаций на совещании у Заместителя Премьер-Министра Орынбаева Е.Т. определены:
Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KazEnergy»;
Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий – АГМП;
Казахстанская туристская ассоциация.

Ими также проведена определенная работа в части:
подготовки проектов отраслевых рамок, профстандартов и других нормативных документов,
квалификационных требований,
формирования тестов,
обучения экспертов, и т.д.

Начата и работа с регионами по вопросам сертификации специалистов.
В ней участвуют уже упомянутые ассоциации, а также НЭП «Атамекен» и РНМЦ.
Имеются действующие структуры сертификации, ведется отработка методики независимого подтверждения квалификаций. В этом деле есть поддержка местных государственных органов и ряда крупных предприятий на местах.

В целом сегодня в Казахстане действуют порядка 20 организаций сертификации специалистов. Из них 5 организаций работают по международным требованиям.
Это неплохой опыт, который может быть использован для формирования системы подтверждения квалификаций в нашей стране. Однако ему присущи и определенные недостатки. Прежде всего – локальность такой работы.
Большинство организаций плотно «привязаны» либо к конкретным предприятиям, либо к организациям переподготовки специалистов, учебным курсам и т.д.
Всего 2 организации аккредитованы Комитетом технического регулирования и метрологии МИНТ РК. Остальные работают вне стандартов и других правовых нормативных актов. Как следствие – в большинстве своем они не присваивают квалификаций и не выдают сертификатов государственного образца.
Получается, что их работа и их сертификаты не востребованы в целом рынком труда, и полезны только отдельным предприятиям.
Поэтому главным на данном этапе является формирование полномасштабной законодательной базы для сертификации специалистов.
Выступая на открытии 2-й сессии Парламента РК 5-го созыва, Глава государства поставил задачу – принять новый закон о системе профессиональных квалификаций.
При этом за основу системы подтверждения квалификаций взять формирование независимых сертификационных организаций. Они должны быть независимы от структур и способов обретения знаний и навыков, то есть организаций образования, курсов подготовки, самообразования и т.п.
Также они должны быть независимы от конкретных предприятий – потребителей кадров. Только так мы сможем избежать локальности работы данной системы и распространить ее на общереспубликанский уровень как минимум в отраслевом масштабе. Это даст востребованность сертификатов крупными сегментами рынка труда. Поэтому в ближайшее время нам предстоит решить следующие задачи.
Во-первых, ускорить разработку проекта Закона о профессиональных квалификациях. Для этого необходимо сформировать рабочую группу.

Во-вторых, официально определить перечень сфер деятельности и регулируемых профессий, где мы будем выстраивать систему подтверждения квалификации.
Это опыт многих развитых стран, и его надо использовать.
Совершенно ясно, что требовать сертификацию общегосударственного масштаба, к примеру, для парикмахеров или офисных работников вряд ли имеет смысл.
А вот по ключевым для страны профессиям такую систему выстроить нужно.
От Национальной рамки до профстандартов и порядка подтверждения квалификации, которые определят «правила игры» на сертификационном поле. И жестко требовать их выполнения. На первом этапе это могут быть 3 сферы: нефтегазового и энергетического комплекса, горнодобывающая и горно-металлургическая, туристская.
При этом нам нужно не только запустить независимую систему подтверждения квалификации в данных сферах, но и обеспечить ее востребованность специалистами и бизнесом. Поэтому также целесообразно официально закрепить положение о том, что для приема на работу и занятия соответствующих должностей по регулируемым профессиям обязательным документом является сертификат соответствия квалификации. Вплоть до сегодняшнего дня у нас действует система, когда учебные заведения не только обучают специалистов, но и присваивают им квалификации.
И то, и другое фигурирует в одном дипломе и считается достаточным для приема на работу.
В развитых странах это не так – для регулируемых профессий обязательно требуется сертификат подтверждения квалификации.
К такой системе надо прийти и нам.
Трудовой Кодекс Казахстана это позволяет – в перечне документов при приеме на работу документы об образовании и квалификации фигурируют раздельно.
Поэтому законодательная основа есть.
Мировой опыт также подтверждает правильность такого шага.
Это обеспечит реальную заинтересованность субъектов рынка труда в подтверждении квалификации.
Тем самым данная система будет по-настоящему востребована.
Подготовку предложений по данному вопросу предлагаем возложить на МТСЗН, МОН и соответствующие отраслевые органы.
В-третьих, надо обеспечить в избранных сферах ускоренную разработку и утверждение полного пакета законодательных документов:
Отраслевой рамки квалификаций
Профстандартов
Порядка присвоения и подтверждения квалификации.

Именно на их основе будет проводиться подтверждение квалификации специализированными организациями.
При этом на основе Отраслевой рамки целесообразно дополнительно определить, при переходе на какие уровни и подуровни квалификации будет проводиться сертификация. Дело в том, что в каждой отрасли в Отраслевой рамке будет 8 общенациональных уровней квалификации, многие из которых будут разбиты еще и на подуровни. И мировой опыт, и уже разработанные у нас Отраслевые рамки показывают, что таких подуровней могут быть десятки. Естественно, на каждом из них проводить независимую сертификацию нереально.
Поэтому каждая отрасль в зависимости от своей специфики должна выбрать ключевые уровни и подуровни для сертификации.
Это должно быть отражено в Порядке присвоения и подтверждения квалификации.
Все это функции отраслевых уполномоченных органов.
Соответствующим Ассоциациям предлагается обеспечить:
Создание и аккредитацию Центров подтверждения квалификации
Их обеспечение необходимыми ресурсами
Наработку тестовых заданий теоретического и практического профиля, схем и видов экзаменов (или тестов) и т.д.

В-четвертых, необходимо, чтобы центры сертификации специалистов работали на едином методическом и нормативном уровне.
Поэтому вносим предложение проработать вопрос создания при МТСЗН органа, ответственного за межотраслевую методическую координацию подтверждения квалификаций.
Этот же орган сможет вести национальную базу данных профессиональных тестов, сертификационных центров и сертифицированных специалистов.
Наше министерство готово оказать содействие в данном вопросе.
Считаем возможным подумать и о подключении к этому делу НЭП «Атамекен».
В-пятых, предлагаем поручить МОН РК разработать для регулируемых профессий новые программы обучения на базе профстандартов.
А также совместно с МТСЗН и отраслевыми органами согласовать порядок подтверждения квалификации выпускников ТиПО и высшего образования по регулируемым профессиям.
Это в корне изменит ситуацию с востребованностью специалистов – они будут подготовлены по нужным профессиям и сертифицированы по требованиям отрасли.

В-шестых, надо будет внести дополнения в Закон «О техническом регулировании» и вытекающие из него правовые акты в части прямого использования терминов, закрепленных в Трудовом Кодексе по вопросам подтверждения квалификаций.
В данном законе пока речь идет только о продукции и услугах.
К ним надо открытым текстом добавить квалификации специалистов, чтобы каждый казахстанец понимал, что именно по данному закону будет проверяться его квалификация.
В-седьмых, надо разработать дополнения в постановление Правительства от 29 ноября 2007 года № 1147 «Об утверждении общих требований, предъявляемых к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации».
А именно – по регулируемым профессиям внести требование обязательного независимого подтверждения квалификации работникам, квалификация которых повышается на предприятии.
Это логически замкнет необходимость сертификации специалистов вне зависимости от того, где они получили или повысили свою квалификацию – в учебных заведениях или на предприятии.

Все это вместе взятое позволит в течение 2013-2015 годов запустить и апробировать полномасштабный пилотный проект по независимому подтверждению квалификаций в избранных отраслях.
Таким образом, будут отработаны механизмы системы сертификации специалистов в рамках создаваемой в Казахстане Национальной системы квалификаций.
По результатам пилотного проекта с 2015 года можно будет на системной основе расширять перечень регулируемых профессий на другие виды деятельности.
Расширение данного проекта на все приоритетные для Казахстана профессии позволит совершить прорыв в новое качество профессиональных кадров.
И главным механизмом этого прорыва станет совершенно новая система объединения интересов всех игроков на рынке квалифицированного труда – системы образования, самих специалистов и бизнеса.
Именно через систему подтверждения квалификаций все они станут заинтересованными в конечном результате.
Это будет важным шагом в повышении качества человеческого капитала Казахстана.

Спасибо за внимание.

Uncategorized