«Послевузовское образование: магистратура»
Требования к содержанию образования
РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета.
В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации.
РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя
Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:
1) ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);
2) научно-исследовательская/ экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности);
3) практика (программа, база, сроки и форма отчетности);
4) тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой;
5) план выполнения магистерской диссертации;
6) план научных публикаций, стажировок.
Требования к научно-исследовательской работе магистранта:
Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) выполняться с использованием современных методов научных исследований;
5) содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;
6) базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.
Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта:
Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
2) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;
3) выполняться с применением передовых информационных технологий;
4) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
Результаты научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.
В рамках НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки
Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата, правила и порядок проведения которой определяются вузом самостоятельно
В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель.
Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
Требования к ключевым компетенциям выпускников научной и педагогической магистратуры:
должен:
1) иметь представление:
– о роли науки и образования в общественной жизни;
– о современных тенденциях в развитии научного познания;
– об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
– о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
– о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации.
2) знать:
– методологию научного познания;
– принципы и структуру организации научной деятельности;
– психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
– психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения.
3) уметь:
– использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
– критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
– интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
– путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
– применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;
– применять интерактивные методы обучения;
– проводить информационно-аналитическую и информационно- библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
– креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
– свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах;
– обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки.
4) иметь навыки:
– научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
– осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
– методики преподавания профессиональных дисциплин;
– использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
– профессионального общения и межкультурной коммуникации;
– ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
– расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
5) быть компетентным:
– в области методологии научных исследований;
– в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях;
– в вопросах современных образовательных технологий;
– в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;
– в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности магистратуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.