Ғылыми статья

Койлыбаева С.А. (Караганда, КарГТУ)

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ТЕХНОЛОГИЯ   РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник колледжа оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.  Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник колледжа должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования  компетенций учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в колледже является решение учащимся собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетенции.

Ориентация на проектное обучение возникает в ситуациях реальной гуманизации, реальной личностно-ориентированной педагогике, реальной педагогике свободы, самоопределения и т.п. Важно зафиксировать тот факт, что интерес к этой деятельности возникает там, где есть реальные шаги очеловечивания образовательного процесса. Проектное содержание деятельности меняет практику, давая возможность проявлять собственные замыслы, инициативы, разворачивать личностное содержание деятельности учителя и ученика.

Сегодняшним учащимся предстоит жить и действовать в пространстве с меняющимися интересами, специализациями. Готовиться к профессиональной деятельности в этом пространстве необходимо в игровых и проектных формах. Предметы, как они изучаются в колледже или вузе, никому не нужны. Проект требует разных знаний и умения привлекать их.

В отличие от традиционного, в том числе гуманистического, проективное образование является не просто личностно-ориентированным, т.е. направленным на личность как объект обучения, и воспитания, но и выступает как личностно-центрированное.

Проектная организация задает условия для реализации основных направлений стратегии модернизации технического и профессионального образования: интеграции предметного содержания; развития пользовательских навыков в информационных технологиях; формирования коммуникативной компетенции.

Проектное обучение это

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом.

способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

В методе проектов проект есть средство обучения, средство усвоения опреде­ленного учебного материала, метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке.

В проектном процессе выделяют три главнейшие фазы:

а) выдвижение плодотворной гипотетической идеи, замысел, способный к дальнейшему росту и развитию;

б) формирование проектного образа, детальной картины, многоплановой панорамы желаемого;

в) составление проектно-технологической документации. Там подробно описываются все те операции и процедуры, условия, которые нужно произвести и выполнить для того, чтобы реализовать проектный замысел, воплотить его в действительность.

На стадии разработки проекта допустима его многократная перепроверка с целью обнаружения, коррекции и сведения к минимуму просчетов и ошибок.

При проектировании принципиальное значение имеет целевая направленность на нечто оригинальное, инновационное.

Проектный метод предполагает конструктивный подход к обучению, когда необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы учащемуся нужно добывать собственными силами — именно этому и надлежит учить в первую очередь. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную или групповую, которая осуществляется в течении определённого отрезка времени.

В проектировании всегда должен быть результат как конкретное решение проблемы, готовое к реализации (доклад на конференцию, статья, реферат, стенная газета, описания лабораторных работ с методическими рекомендациями, сценарий ролевой игры и др.).

Роль учителя в проектном обучении многогранна.  Консультации и диалог с учащимися  – основные виды деятельности учителя. Авторитет учителя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность учащегося, в которой они уже сами лично заинтересованы. Учитель из наставника превращается в более компетентного коллегу, старшего партнёра по разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь учащемуся и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят. Авторитетным оказывается прежде тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности, изобретательности и творческой фантазии.

В проектном обучении принципиально изменяется отношение учителя и учащегося к ошибкам при разработке проекта. Ошибки рассматриваются как вполне естественное и необходимое явление. Каждому ученику в процессе проектного поиска желательно совершать, а затем находить и исправлять у себя ошибки. Выражение «на ошибках учатся» справедливо в случае проектирования. Именно для этого и служит проектирование — воображаемое созидание, испытание и проверка того, что мы хотим создать и построить на практике.

Одной из задач деятельности преподавателя является пробуждение, развитие, культивирование проектного, т.е. проблемно-поискового, конструктивно-волевого, критического мышления. Необходимо воспитывать в учащемся готовность к тому, что  для получения ответов на ряд вопросов нужно предварительно что-то специально изучить, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты в форме, которая была бы доступна пониманию остальных людей.

Литература:

  1. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб., 1995;
  2. Ильин Г.В. Проектное образование и становление личности. Высшее образование в России, — 2001, № 4, с.85-92.
  3. Аббасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников. Школьные технологии. 2002, № 5, С.56-61.
  4. Кулахметова А.Т. Роль профессионально направленных заданий математических проектов в самоопределении и общем развитии учащихся.  Профессионал Казахстана, -2010, №1, с.14-16.
Без рубрики