Ознакомительная поездка магистрантов кафедры МДиГ в Германию по программе DAAD


В  декабре 2013 года  в Немецкую службу академических обменов DAAD,под руководством к.т.н., доцента Мозера Д.В., магистрантами кафедры маркшейдерского дела и геодезии Карагандинского государственного технического университета была подана заявка на прохождение ознакомительной практики в ведущих немецких университетах. В апреле 2014 г. пришел положительный ответ от DAAD на финансирование поездки (всего финансируются DAAD 20 заявок в год со всего мира).

В рамках программы DAAD в период с 15 по 26 июня 2014 года 14 магистрантов и их руководитель посетили Университет прикладных наук вг. Хёкстер,Институт геотехники и маркшейдерии, городской архив, библиотеку и маркшейдерский музей в г. Клаусталь, старую шахту в г. Госслар, специализированную лабораторию AnalytikJena в г. Йена, Autostadt– город машин немецких автомобилей в г. Вольфсбург,Берлинский университет прикладных наук им.Бойта(факультетстроительства и геоинформатики), технический музей г. Берлин, а также поднялись на Рейхстаг.

Первый день ознакомительной поездкиначался с города Хёкстер, где  делегацию магистрантов из Казахстана встретил профессор университета прикладных наук Клаус Маас (рисунок 1). Познакомившись лично с каждым из нас, профессор рассказал о системе обучения студентов в их университете. Здесь сразу следует отметить специализацию студентов: если у нас в Казахстане студента обучают всесторонне, то в Германии  университет оканчивают узкоспециализированные выпускники. Т.е. система образования подразумевает порядка 8-10 дисциплин по выбранной специальности за весь период обучения. Также хочется обратить внимание и на количество студентов в группе: по 5-6 человек, а это значит, что у преподавателя есть возможность вести беседу с каждым студентом индивидуально.
Профессор К.Маас представил свои совместные проекты со специалистами Монголии и Южной Африки. Он увлекательно рассказывал об исследованиях, проведенных на территории Монголии, на выявление нелегальных работ по добыче полезных ископаемых, нарушения ландшафта, в результате которых составляется общая база с данными о действующих и заброшенныхместорождениях. А согласно второму проекту профессор Маас и его команда изучают территории шахт Южной Африки, где производится добыча тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть, а также полуметалла– мышьяка, их влияние на окружающую среду по взятым пробам и космическим снимкам. Также профессор Маас на практике показал работу камеры 400 РPI, с помощью которой обрабатываются бумажные варианты карт.

IMG_2467

Рисунок 1 – Магистранты на встрече  с профессором К.Маас, г.Хёкстер

 

Дальнейший путь магистрантов был направлен в г. Клаусталь-Целлерфельд, расположенный в горах Гарц, между 535 и 600 метрами над уровнем моря. За 5 дней, проведенных в этом городе, мы посетили технический университет Клаусталя, институт геотехники и маркшейдерии, библиотеку университета, а также достопримечательности города. В университете была прослушана лекция профессора Вольфгана Буша на тему: «Геодезический процесс измерения тахеометром LeicaTS 1202».

На личной встрече с профессором В. Бушем мы узнали о структуре образования в Германии, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием. Стоит отметить главные преимущества получения высшего образования в Германии:

  • Обычно нет вступительных экзаменов;
  • Подготовительные языковые курсы при немецком университете, в течение которых иностранные студенты имеют возможность пользоваться всеми льготами студентов и всеми ресурсами вуза;
  • Возможность самостоятельно составлять план занятий в вузе Германии;
  • Право на работу во время учебы в Германии;
  • Возможность после окончания вуза Германии работать в странах Евросоюза.

Посетив библиотеку университета,мы отметили полную самостоятельность студентов: выбрав в электронном каталоге необходимый учебник, студент находит его сам на книжных полках.В этой  библиотеке хранятся труды великих ученых XVI-XVII веков, которые с почетом и гордостью хранят в специальных шкафах с необходимыми температурой и влажностью. Для лучшей сохранности книг и протоколов заседаний в городском архиве также создан специальный микроклимат.

В г.Целлерфельде магистранты посетили шахту ХVI века, нынче маркшейдерский музей. Экскурсию проводил маркшейдер А.Ричардс, который рассказал много интересного из истории шахты (рисунок 2). Так, например, в этой шахте была комната для молитвы, ведь каждый новый день мог стать и последним, а перед спуском в шахту, шахтеры говорили друг другу «Glukauff», что означало – «Удачного подъема наверх».

IMG_2978

 Рисунок 2 –Экскурсия по шахте ХVI века в г. Целлерфельд

 

Один коротенький день в г. Йена принес много впечатлений. Посетив специализированную лабораторию AnalytikJena, мы познакомились со структурой данной организации, направлением их деятельности. Очень познавательной оказалась презентация ведущего специалиста лаборатории Г.Дж. Triede, после которой нам была показана работа прибора РР900 по выявлению химического состава вещества.

По прибытию в столицу Германии мы посетили Берлинский университет прикладных наук им.Бойта. «Изучай будущее» – так звучит девиз университета, специализирующийся на преподавании инженерных специальностей. По числу обучающихся, которых на данный момент более 11 тысяч, вуз входит в десятку крупнейших университетов прикладных наук в Германии.Основанный в 1971 году университет предлагает в общей сложности более 70 бакалаврских и магистерских программ в области прикладных технических, естественных и экономических наук. Глаз радует мощная материально-техническая база университета.

Прослушана лекция профессора факультета строительства и геоинформатики Резник Бориса Ефимовича, посвященная наблюдениям за зданиями и сооружениями различными методами. После лекции профессор ознакомил нас с историей этого университета, структурой и программами обучения (рисунок 3).

IMG_4194

 Рисунок  3 – Профессор Берлинского университета прикладных наук им. Бойта Резник Б. Е. рассказывает историю становления университета

 

Посетив лабораторию картографии, мы ознакомились с современной программой 3DLandscape, оснащенной серьезной библиотекой необходимых для качественного создания карт элементов, в которой имеется множество разнообразных растений и построек. Также профессор Б. Резникпомог нам  изучить азы программыMatLab. Сокращение от английского «MatrixLaboratory» – пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений и одноимённый язык программирования. Основной особенностью языка MatLab являются его широкие возможности по работе с матрицами.

Проведена встреча с двумя научными сотрудниками  профессора, которые презентовали свои исследования по применению частотного метода мониторинга зданий и сооружений (рисунок 4). Они представили основные сведения об объекте исследования, месте нахождения, его исходном техническом состоянии, проектных значениях собственных частот колебаний и многое другое.

daad_mdig

 Рисунок 4 – Презентация исследовательского проекта профессора Резника Б. Е.

 

Магистранты КарГТУ посетили Рейхстаг – величественное здание германского парламента, ставшее примером имперской архитектуры (рисунок 5). Оно находится в самом центре Берлина. Во время Кайзеровской Германии и Третьего рейха здесь работали немецкие законодатели. Работают они там и сегодня, правда, название сменилось с рейхстага на бундестаг –с «имперского» собрания на «федеральное».

 IMG_4421

 Рисунок 5 – Посещение купола Рейхстага

В последний день нашего пребывания в Германии мы посетили немецкий технический музей, который объединил в себе собственно музей техники, Центр наук «Спектрум», Музей сахара, планетарий Цайс и Обсерваторию имени Фридриха Архенхольда.
Для нас представил огромный интерес изучения системы высшего образования в Германии.Эта система отличается многообразием типов вузов.

Совершенствуя систему образования в РК можно опираться на положительный опыт и традиции Германии. Одним из примеров может послужить то, что студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать беспроцентный кредит на учёбу («BAföG»). Половину, но не более 10 000 евро, от этого кредита нужно потом вернуть государству (от этой обязанности освобождены выпускники, у которых в первый год после окончания вуза родился ребёнок).
Помимо кредита на учебу, в Германии существует множество стипендий, назначаемых различными фондами – существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных. Стипендии предоставляются как немецким студентам, так и студентам из других стран. Основной организацией, выдающей стипендии для иностранцев, является Германская Служба Академических Обменов. Следующие крупные фонды это: Фонд Конрада Аденауера, Фонд Фридриха Эберта, NaFög (Фонд каждой из Земель) выдаёт стипендии только на написание Диссертации.

При сравнении профессионального высшего образования в Республике Казахстан и Германии можно отметить, что Германия с 2000 г. внедрила кредитную технологию обучения, а РК перешла на  нее лишь с 1 сентября 2008 г.
Высокое качество процесса обучения и проводимых исследований является отправным пунктом для международного сотрудничества.

 

магистранты каф. МДиГ

© Исаинова Г.О., Каранеева А.Д.

Руководитель: доцент Мозер Д.В.

 

Без рубрики