Дуальное образование — образование будущего


Для качественного улучшения практической подготовки специалистов в системе высшего технического образования большое значение имеет развитие и внедрение в учебный процесс элементов дуального обучения, в том числе на основе создания современных центров прикладных квалификаций. В дуальном обучении реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой, который позволяет будущему специалисту приобрести необходимые компетенции в процессе работы на предприятии. Такое обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, при этом работодатели сами будут участвовать в подготовке специалистов необходимого уровня.

Мировая практика показывает, что в условиях глобальной конкуренции и быстрых изменений в содержании и самом перечне профессий востребованным специалистом можно стать при непрерывном самообразовании в течение всей жизни. Сегодня потенциал вузов определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но и развитием всей триады «Образование – Наука – Инновации», нацеленной на формирование человека труда – гражданина и профессионала. Особенный спрос – на специалистов новой формации, обладающих широким спектром компетенций и конкурентоспособными навыками. В связи с этим одним из приоритетов в деятельности технических вузов является целевая подготовка кадров для реализации конкретных проектов индустриально-инновационного развития.

Дуальное обучение является перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием бизнеса, ориентированным на международные стандарты качества, как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров. Эта модель профессионального образования позволит готовить специалистов, ориентированных на реальное производство, увеличит долю участия предприятия в образовательном процессе и обеспечит вариативность индивидуальных образовательных программ, повысит престиж профессий посредством развития новых форм образования и обеспечит значительный рост квалификаций рабочих кадров.

Подготовка конкурентоспособных специалистов является главным приоритетом в деятельности Карагандинского технического университета, на базе которого уже 12 лет успешно функционирует инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный Университет», включающий 70 ведущих промышленных предприятий Казахстана.

Для внедрения элементов дуального обучения в процесс подготовки специалистов и лучшей их адаптации к условиям реального производства в вузе созданы оснащенные современным оборудованием центры рабочих профессий. Так, в Центре машиностроения осуществляется подготовка студентов по таким рабочим профессиям, как станочник широкого профиля, слесарь-ремонтник промышленного оборудования, токарь, фрезеровщик, сверловщик и шлифовщик. Центр сварки прошел международную аккредитацию и ведет подготовку специалистов сварки всех уровней с выдачей международных дипломов, признаваемых в 56 странах мира – членах клуба «Международный институт сварки» по заказам таких предприятий, как «АрселорМиттал Темиртау», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», «ЕРСАЙ», «Богатырь Комир» и др.

Кроме того, организованы учебные занятия в 60 филиалах выпускающих кафедр университета на предприятиях консорциума. В частности, согласно договору о сотрудничестве между кафедрой технологического оборудования, машиностроения и стандартизации Карагандинского технического университета и КЛМЗ ТОО «Maker» проводятся занятия по дуальной форме обучения один день в неделю в течение 8 часов в учебных классах КЛМЗ ТОО «Maker». Кроме лекционных занятий, на предприятии проходят практические и лабораторные занятия, а также производственная и преддипломная практики. Для удовлетворения машиностроительных предприятий специалистами высокого уровня на кафедре реализуется новая образовательная программа «Цифровые технологии в машиностроении».

В условиях карантина реализация дуального обучения в технических вузах столкнулась с проблемой перехода на дистанционную подготовку. Для этого в Карагандинском техническом университете уже реализуют 7 и разрабатывают еще 16 новых образовательных программ, связанных с цифровым производством.

В формировании отраслевого партнерства важна роль профессиональных ассоциаций, что позволяет продвинуться в деле кооперации вуза и производства. Эта кооперация охватывает широкий круг вопросов – от разработки образовательных и квалификационных стандартов до академической мобильности студентов и преподавателей и трудоустройства молодых специалистов. Ведь главная цель внедрения дуальной модели обучения — подготовка специалистов с учетом реальных потребностей экономики.

Пресс-служба КарТУ

Без рубрики