История факультета


Факультет дистанционного обучения


ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Факультет дистанционного обучения был образован Приказом по РГП КарГТУ № 547 от 29.08.2019 г. на базе факультета заочно-дистанционного обучения в связи с упразднением заочной формы обучения и дальнейшим развитием дистанционных образовательных технологий для оказания образовательных услуг обучающимся по сокращенным образовательным программам на базе среднего специального и высшего образования. Деканом факультета назначен д.т.н., доцент Б.Н. Глотов, руководивший факультетом заочно-дистанционного обучения с 2008 года.

Факультет заочно-дистанционного обучения был образован Решением Ученого Совета КарГТУ №3 от 20.09.2008 г. путем объединения Заочного факультета и Факультета актуального образования в целях оптимизации управления, развития единой учебно-методической базы обучения по заочной форме с использованием дистанционных технологий.

При открытии Карагандинского горного института наряду с дневной формой обучения предусматривалась подготовка специалистов без отрыва от производства. В этой связи в 1954 году был открыт Вечерний факультет, первым деканом которого был И.Л. Деревинский (1954-1957 г.г.). В период с 1957 по 1994 годы факультетом руководили старший преподаватель Б.Г. Христенко (1957-1965 г.г.), доценты З.М. Кенжин (1965-1975 г.г.), В.М. Маляревский (1975-1981 г.г.), А.Я. Мамонтов (1981-1985 г.г.), З.М. Смагулов (1985-1989 г.г.), И.Д. Арыстан (1989-1994 г.г.). В 90-е годы, в связи с кризисными явлениями в отраслях производства, обучение по вечерней форме потеряло свою актуальность и в 1994 году Вечерний факультет был объединен с Заочным. За время существования на факультете было подготовлено свыше 6 000 инженеров.

Заочный факультет Карагандинского политехнического института (КарПТИ) был открыт в 1958 году, а его первым деканом был назначен к.т.н., доцент А.Н.Лебедев (1958-1965 г.г.).

В развитие Заочного факультета весомый вклад внесли работавшие в 1965-2008 годах деканами к.т.н., доценты Ф.Н. Крицевый (1965-1969 г.г.), А.Ш. Боженов (1970-1975 г.г.), Т.С. Интыков (1975-1982 г.г.), С.К. Малыбаев (1982-1988 г.г.), Б.М. Легких (1988-1999 г.г.), Б.А. Жаутиков (1999-2001 г.г.), К.Б. Кызыров (2001-2008 г.г.), а также заместители деканов Г.А. Лях, Д.З. Мухамедьяров, Ф.Ж. Амиркенова, Ф.Н. Булатбаев.

В 60-70-е годы XX-го столетия в связи с бурным развитием промышленности организуются общетехнические факультеты (ОТФ) КарПТИ в городах Темиртау, Балхаше, Джезказгане, Кокчетаве, Петропавловске и Целинограде с подготовкой специалистов по вечерней и заочной формам обучения. Выпускники ОТФ, получив начальное высшее образование продолжали учебу, в основном, по заочной форме, в КарПТИ и других ВУЗах. В последствии ряд ОТФ были реорганизованы в филиалы с дневным, заочным и вечерним обучением, а в 90-е годы послужили основой создания региональных ВУЗов.

В связи со строительством Карагандинского металлургического комбината в г. Темиртау, в 1958 году, для подготовки инженерных кадров по металлургическим и строительным специальностям, был открыт вечерний факультет. В 1963 году на базе этого факультета создается завод-втуз, переименованный в последующем в Карагандинский металлургический институт (ныне Карагандинский индустриальный университет). Первым ректором был назначен проф. А.Г. Шумаков.

В 1960 году организовывается Балхашский вечерний факультет, первым деканом которого был доцент О.В. Хорошев (1960-1962 г.г.). В 1963- 1976 годах факультетом руководили Л.И. Лонер (1963-1972 г.г.) и Т.М. Игибаев (1972-1976 г.г.). В 1976 году вечерний факультет реорганизован в Балхашский общетехнический факультет (БОТФ), которым руководили Т.М. Игибаев (1976-1979 г.г.), Н.А. Жайсанбаев (1979-1983 г.г.), Е.С. Утенов (1984-1987 г.г.).

В 1961 году открывается вечерний факультет КарПТИ в г. Джезказган, деканом которого был назначен М.С. Колобочкин. В 1973 году вечерний факультет реорганизуется в Джезказганский общетехнический факультет, который в 1977 году преобразуется в филиал КарПТИ. В период с 1973 по 1991 годы это учебное заведение возглавляли М.Д. Тусупбаев (1973-1975 г.г.), З.М. Смагулов (1975-1978 г.г.), М.Н. Шманов (1978-1982 г.г.), М. Токтамысов (1982-1984 г.г.), Н. Жайсанбаев (1984-1988 г.г.), Г.К. Жакенов (1989-1991 г.г.). В 1991 году Джезказганский филиал КарПТИ был преобразован в горно-технологический институт, который в последствии послужил основой для создания Жезказганского университета имени О.А. Байконурова.

В 1972 году в состав КарПТИ входит Кокчетавский общетехнический факультет, которым руководят доцент М.Н. Шманов (1972-1978 г.г.) и В.Н. Бабинец (1978-1993 г.г.). В 1993 году факультет приобретает статус филиала КарПТИ. Директором филиала был назначен доцент К.А. Айткожин, проработавший на этой должности до реорганизации в Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова в 1996 г.

В 1978 году в состав КарПТИ вошел Петропавловский ОТФ, который возглавил доцент Л.В. Нечесов. В 1982 году ОТФ был преобразован в Петропавловский филиал КарПТИ, директором которого был назначен К.О. Оразов. В 1996 году филиал вошел в состав Северо-Казахстанского государственного университета.

В 1981 году при КарПТИ открывается Целиноградский ОТФ, деканом которого бал назначен доцент А.Б. Байгаринов.  В 1993 году ОТФ преобразуется в Акмолинский учебно-консультационный пункт, а в 1999 году в Астанинский филиал КарПТИ, директором которого был назначен доцент В.Б. Тимченко.

В 1999 году КарГТУ открывает филиалы в городах Павлодар (директор Ж.Б. Коваленко), Усть-Каменогорск (директор С.Ю. Шевелев), Экибазтуз (директор Г.П. Федотова), прекратившие свое существование в 2001 году.

Следует отметить, что открытие, развитие и становление заочного и общетехнических факультетов, их реорганизация в сеть филиалов КарПТИ связана с именем проректора по заочно-вечернему обучению профессора А.Н. Даниярова, который в течение 20 лет курировал этот участок работы.

История факультета актуального образования начинается с октября 1994 года, когда в КарПТИ был образован факультет ускоренной подготовки. Его создание было обусловлено требованиями переходного периода РК к рыночной экономике. Изменение инфраструктуры отраслей экономики и ситуации на рынке труда привело к тому, что у многих граждан возникла необходимость в получении высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Это позволяло удовлетворить потребности производства в необходимых специалистах, и потребности граждан в получении базового образования для осуществления полноценной трудовой деятельности. Становление факультета связано с именем к.т.н., доцента Г.И. Вальштейна (1994-1997 г.г.).

С 1997 по 2001 годы факультетом руководил к.т.н. доцент Н.А. Данияров. В этот период расширяется перечень специальностей, по которым производится обучение, увеличивается контингент слушателей, а в городах Павлодар (1997 г.), Усть-Каменогорск (1999 г.), Балхаш (1999 г.) на базе факультета открываются учебные центры. В 1999 году факультет переименовывается в факультет актуального образования.

С июля 2001 года по сентябрь 2008 года деканом факультета являлся к.т.н., доцент Б.Н. Глотов. Возрождение и развитие ряда отраслей экономики РК обусловило появление потребности в переподготовке специалистов по специальностям горного, геофизического, машиностроительного профиля. Общее число слушателей по 28 специальностям составило 469 человек.

В 2004 году факультет переходит на подготовку бакалавров по широкому перечню технических наук и технологии, социальным наукам и бизнесу, услугам. За время существования факультета только в головном вузе выпуск специалистов составил более 39000 человек.  Это жители не только Караганды и Карагандинской области, но и городов Астана, Актюбе, Кокчетав, Костанай, Рудный, Степногорск, Экибастуз, Чимкент и многих других. Многочисленные выпускники факультета работают как на руководящих должностях разного уровня, так и в качестве инженерно–технических работников в различных регионах Республики Казахстан и за ее пределами.

В разное время Факультет окончили: первый вице-президент АО НК «КТЖ» К.С. Таласпеков, генеральный директор АО «КазТрансГаз» Е.А. Усенов, президент АО «Локомотив» АО НК КТЖ К.Ж. Сарсембаев, начальник департамента магистральных дорог АО НК КТЖ  Б.Х. Садриев, председатель правления АО «KEGOC» Б.Т. Кажиев, начальник Карагандинской областной дирекции телекоммуникаций АО «Казактелеком» Б.Р. Аманов, начальник Карагандинского территориального областного управления охраны окружающей среды Б.А. Смагулов, главный геофизик УФ ГИС АО «Казпромгеофизика» П.Н. Кравец, эксперт по общественно-политической работе ТОО  «Корпорация Казахмыс» С.К. Торыбаев, Олимпийский чемпион по боксу С.Ж. Сапиев, аким района имени Казыбек би г. Караганды Б.Р. Аманов, аким Жана-Аркинского района С.Ж. Шайдаров, аким Каркаралинского района Н.И. Омарханов, аким Катон-Карагайского района ВКО А.С. Сеитов, аким г. Сарань Е.О. Темирханов,  начальник отдела Областной налоговой инспекции Т.Е. Гуртовая, зам. начальника Управления налоговой полиции по Карагандинской области В.Н. Юрцев, директора Павлодарской областной телерадиокомпании «Дидар» М.А. Ибраев, генеральный директор АО ГМК «Казахалтын» Р.М. Каракесов, заместитель главного директора ТОО «Республиканский центр геологической информации Казгеоинформ К.А. Иргебаев, директор ТОО «Бизнес Инжениринг» В.С. Пучков и др.

В настоящее время на факультете дистанционного обучения осуществляется подготовка 789 обучающихся по всем образовательным программам бакалавриата Университета по очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Обучение производится в сокращенные сроки: в течении 3 лет на базе ТПиО и в течении 2 лет на базе высшего образования.

В качестве основного инструмента для реализации дистанционных образовательных технологий используется информационная система Univer 2.0 (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися и предназначенная для организации дистанционных курсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для дистанционного обучения размещается в разделе «Дистанционные курсы» и прикрепляются по дисциплинам согласно рабочему учебному плану, силлабусов и сроков обучения. В каждом ЦОРе задается последовательность их изучения по неделям в соответствии с результатами обучения, ссылки на другие обучающие материалы.

Раздел «Дистанционные курсы» хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, личные сообщения. Технические возможности Раздела позволяют преподавателю контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы, собирать статистику по студентам (их скачивание, выполнение домашних зданий, выставление оценок по тестам), выставить материал для дальнейшего изучения.

Перспективы развития системы подготовки кадров с использованием дистанционных образовательных технологий заключаются в обеспечении доступности получения конкурентоспособного высшего образования для всех слоев населения независимо от места их проживания и социально-экономического положения по спектру образовательных программ, обеспечивающих потребности производства.

Без рубрики