7.02.2013


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на встрече с активом Актюбинской области по разъяснению и пропаганде Послания Главы государства. г. Актобе, 7 февраля 2013 года

Уважаемый Архимед Бегежанович!
Уважаемые коллеги!

Рад встрече с вами.
Повод для нашей встречи очень важный – Послание Лидера нации, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия. Новый политический курс состоявшегося государства».
Программы с таким масштабным горизонтом планирования — почти 40 лет — в нашей истории еще не было.
За два десятилетия существенно изменился мир, кардинально изменилась наша страна — и спектр наших задач также в корне изменился.
Мы многого достигли, политическая, социальная и экономическая модель развития страны доказала свою эффективность.
Казахстан вошел в пятерку самых динамично развивающихся стран мира.
В рейтинге Всемирного экономического форума в Давосе поднялись на 51 место, и находимся всего в шаге от вхождения в 50 самых конкурентоспособных стран.
За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз, ВВП на душу населения достиг 12 тысяч долларов.

Выстроена мощная социально ориентированная политика.
Мир и согласие, диалог культур и религий в Казахстане признаны мировым эталоном.
Страна и ее Лидер завоевали высокий авторитет в мировом сообществе.
Теперь перед нами стоят новые цели.
Содержание Послания подробно пересказывать не буду — вы его знаете, изучали по публикациям.
По телевидению и в СМИ идет хороший поток информации.
Задача нашей информационно- пропагандистской группы более конкретная: Побывать на местах, встретиться с людьми, обсудить важнейшие направления реализации Послания, выяснить узкие места и проблемы, требующие поддержки.
И донести их до Администрации Президента, Правительства, Парламента, чтобы выстроить эффективную совместную работу.
В составе нашей группы — руководители самых разных сфер деятельности.
Так что, мы можем охватить широкий спектр вопросов, относящихся к задачам и целям, сформулированным в Послании.
Таким как:
• Перейти на новые принципы экономической политики и всеобъемлющий прагматизм.
• Войти в число 30-ти самых развитых государств мира.
• Всесторонне поддерживать предпринимательство.
• Сформировать новую социальную модель и социальные стандарты.
• Создать современные и эффективные системы образования и здравоохранения.
• Развивать и укреплять государственность, повысить эффективность государственного управления, и т.д.
Для всего этого нужны высокообразованные и многое умеющие люди, то есть конкурентоспособный человеческий потенциал.
А значит, очень большая ответственность ложится на сферу образования и науки, которая мне особенно близка.
Задачи здесь поставлены самые серьезные, и они во многом перекликаются со многими базовыми целями Стратегии Казахстан — 2050.
Прежде всего, с новой экономической политикой, диверсификацией и Программой форсированного индустриально- инновационного развития.
В ее рамках уже реализовано 397 проектов и создано более 44 тысяч рабочих мест.
Но это только начало, с каждым днем такое продвижение будет все быстрее.
К примеру, в вашей области намечена реализация такого проекта, как «Увеличение производства высокоуглеродистого феррохрома с использованием инновационных технологий» в Хромтау стоимостью свыше 100 млрд. тенге.
Или крупный проект строительства ветростанций на территории области, который прямо отвечает одному из вызовов нового времени — глобальной энергетической безопасности.

Такой процесс форсированной индустриализации требует от нас двух вещей.
Во-первых, обеспечить новые производства и технологии современными конкурентоспособными специалистами.
Во-вторых, создать эффективную отечественную научно-инновационную базу с хорошим практическим выходом в производство.
И то и другое можно и нужно получить от системы высшего образования.
В ней должны быть три главных вектора — качество, востребованность и наука.
Сейчас мы проводим оптимизацию вузов, модернизируем стандарты и программы, добиваемся повышения качества подготовки специалистов.
Но здесь должно быть выполнено еще одно условие.
Надо готовить именно востребованных специалистов для конкретного региона, отвечающих требованиям конкретных работодателей.
И это условие может быть реализовано только на местном уровне.
Поэтому ваша задача — обеспечить анализ рынка труда и запросов предприятий, чтобы четко ориентировать вузы на нужды экономики региона.
И добиться реального взаимодействия рынка труда с вузовской системой.
Это необходимая часть всеобъемлющего экономического прагматизма, о котором говорил Лидер нации.
Хочу сказать несколько слов о программе «Болашак».
Были нарекания, что в ней слабо учитываются нужды регионов, предпочтение отдается Астана и Алматы.
Теперь механизм программы мы пересмотрели, ввели процедуру электронной регистрации.
Сегодня не менее 50% стипендиатов приходятся на регионы страны.
И еще одно новшество — переход на заключение трехсторонних соглашений между «Болашаком», студентом и его будущим работодателем.

Оно гарантирует не только гарантированное трудоустройство специалиста, но и удовлетворение требований работодателя по содержанию его подготовки.
Такой подход надо внедрять и в практику наших вузов, обеспечить их реальное взаимодействие с рынком труда.
В целом задача трудоустройства молодежи является важной частью новой политики обеспечения занятости.
В ней Глава государства особо подчеркнул роль местных исполнительных органов.
В Послании поставлена и еще одна задача — законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.
В реализации такого закона местные органы и бизнес-сообщество будут играть определяющую роль.
Кроме того, Президент страны выдвинул однозначное требование:
«Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо развивать свою научно-исследовательскую деятельность».
Чтобы, во-первых, активно использовать науку в подготовке специалистов, во-вторых, давать реальный вклад в экономику.

На уровне министерства мы оказываем приоритетную поддержку вузовской науке.
Ее доля в выполнении научных проектов за 2 года удвоилась и поднялась до 67%.
Но этого мало — нужен практический выход, а с этим у нас еще сложно.
Поэтому регион должен оказать вузам поддержку, помочь наладить связи с бизнесом, искать и находить взаимовыгодные механизмы превращения исследований в инновации.
И, естественно, ориентировать прикладные исследования и разработки вузов на нужды региона.
Здесь еще непочатое поле работы.
Не менее важные задачи стоят и перед системой технического и профессионального образования.
Здесь те же ориентиры — качество и востребованность.
За последнее время мы существенно продвинулись в привлечении в эту сферу интересов работодателей.
Теперь с их участием разрабатываются профстандарты, более 100 колледжей внедряют дуальное обучение, разворачивается система независимой сертификации специалистов, соответствующая мировой практике.
Цель Главой государства сформулирована предельно четко:
«Образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение потребностей национальной экономики в специалистах».
Поэтому нужна жесткая ориентация на то, чтобы в ТиПО готовить только нужных и конкурентоспособных специалистов по современным техническим специальностям.
Для этого в регионе надо наладить систему четкого мониторинга и прогноза рынка труда.
По ее результатам ориентировать колледжи, привлекать к взаимодействию с ними бизнес и развивать соответствующие направления государственно-частного партнерства.
Новая система сертификации специалистов на базе Ассоциаций работодателей в этом деле станет существенной поддержкой.
И взаимодействие с ней на уровне региона обязательно надо усиливать.
В среднем образовании главное — качество обучения.
У японского премьер-министра однажды спросили, как они добились лидирования в области технологий и науки.
Он ответил: «Мы установили учителям зарплату как у министров, охрану как у дипломатов и почет как у императора».
Поэтому учитель здесь — ключевое звено.
Сейчас мы ввели принципиально новую модель повышения квалификации учителей.

Она разработана НИШ совместно с Кембриджским университетом.
Подготовка начата, она будет по трем уровням квалификации с существенной прибавкой к заработной плате.
Уже более 7 тысяч учителей получили такую квалификацию, и за 5 лет их будет 120 тысяч.
Новое качество педагогов, естественно, должно быть дополнено внедрением современных технологий — интерактивного, он¬лайн обучения, новых стандартов, методик и т.д.
У нас развивается проект e-learning, в этом году к нему надо подключать еще 500 школ.
Но выявилась проблема — нехватка мощностей школьных электросетей.
Данную проблему надо срочно решать на местах, чтобы не затормозить внедрение этой прогрессивной по мировым меркам системы.
А она способна поднять качество обучения как минимум на 15-20% — это данные мировой практики.
Начинается массовое внедрение полиязычия.
Уже с сентября этого года первоклассники будут изучать английский язык.
К этому надо отнестись крайне ответственно, внимательно просмотреть обеспечение кадрами педагогов, помещениями, оборудованием.

И еще об одном хотел бы сказать особо.
В Послании Президент страны обозначил ряд перспективных направлений сотрудничества государства и общества.
Ключевое из них — рост ответственности самого общества, общественных институтов.
Это в полной мере относится к образованию.
Для решения данной задачи уже создан ряд новых механизмов — Ассоциации педагогов, попечительские советы, советы по подготовке кадров и т.д.
Но они еще слабо используются на местах.
Думаю, местным исполнительным органам надо обратить на них большее внимание, подключить к решению актуальных задач.
Например, повышению качества обучения.
В дошкольном воспитании за последние годы мы хорошо продвинулись.
Здесь задействованы механизмы как чисто государственные — программа «Балапан», так и государственно-частного партнерства — подушевое финансирование, льготные кредиты, концессии, частные инвестиции.
В результате за 2,5 года создано в целом более 4000 дошкольных организаций.
А число частных детсадов выросло в 4 раза.
И охват детей 3-6 лет доведен до 71,5%.
А по вашей области — даже до 85%.
Теперь поставлена задача обеспечить полный охват детей.

Поэтому темпы государственного строительства и стимулирования частного сектора снижать нельзя.
Еще одна задача — переходить на новые методы дошкольного образования, а это раннее обучение, принятое в развитых странах.
В частности, языкам.
Основы развития государственного языка и казахстанского трехъязычия должны закладываться уже в детском саду.
Теперь о воспитании молодежи.
Нам с вами принципиально важно понимать, что сейчас в нашем обществе происходит существенный социологический сдвиг.
В деятельный возраст вступает «поколение двадцатилетних», которое выросло на совершенно новых ценностях.
Это поколение усиленно ищет свою роль, идет процесс активизации молодежи.
Поэтому воспитательную работу теперь надо строить по-новому, учитывать новые реалии.
Сейчас идет принятие новой Концепции государственной молодежной политики.
И только от вас зависит, как будут реализовываться новые подходы и механизмы, сможем ли мы действовать на опережение.
Сегодняшняя молодежь открыта миру, имеет невиданный прежде доступ к информационным ресурсам всей планеты.
В этом есть и несомненный плюс, и минус.

В мире нарастает нестабильность, активизируются радикальные, экстремистские и террористические организации, стремятся оказывать дистанционное воздействие на души молодых людей.
Такое же воздействие часто оказывает и криминалитет на местах.
С этими проблемами надо настойчиво бороться, укреплять взаимодействие местных органов, церквей, ведущих молодежных объединений и авторитетных людей.
«Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма».
Эти слова Лидера нации мы с вами должны воплотить в жизнь.
Еще одна проблема — безработица.
Как известно, молодежная безработица в Казахстане уменьшается.
Но ее структура, как и структура самозанятого населения, изменяется — растет доля людей с высшим и профессиональным образованием.
Это настораживающее явление, и оно может привести к социальным последствиям.
Поэтому важной составной частью молодежной политики должна стать профилактика безработицы и вынужденной «самозанятости».
По поручению Президента страны создана новая система управления — Комитет по делам молодежи МОН РК и управления молодежной политики на местах.
Наша первейшая задача — обеспечить эффективную работу и взаимодействие этих структур в реализации задач Послания.

Уважаемые коллеги!
С участием нашей группы у вас есть хорошая возможность более подробно разобраться во всех ключевых моментах Стратегии и, где требуется, получить поддержку.
Особое внимание, по-видимому, надо обратить внимание на системные проблемы региона, такие как:
• развитие моногорода Хромтау,
• вопросы энергетики и транспортной инфраструктуры,
• обеспечение питьевой водой,
• научно-инновационное развитие аграрного сектора,
• ликвидация аварийных и 3-сменных школ, о чем очень жестко говорил Глава государства,
• необходимость обновления материальной базы ТиПО и отсутствие таких организаций в трех районах области, и т.д.
Уверен, что вы все будете активно участвовать в выполнении задач Послания Президента страны, и результаты будут весомыми.

Спасибо за внимание!

Без рубрики