Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 февраля 2013 года № 191

КОНЦЕПЦИЯ
государственной молодежной политики Республики Казахстан
до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее»

      Содержание

      Введение

Раздел 1. Видение развития государственной молодежной политики

Раздел 2. Основные принципы и общие подходы развития государственной молодежной политики

Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее»

      Введение

      Сноска. Введение с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 05.02.2015 № 42; от 08.06.2017 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Казахстанцы – динамичная и молодая нация: каждый второй житель республики моложе 30 лет. С уровнем развития казахстанской молодежи, ее интеграцией в общество связано будущее Казахстана, основы которого закладываются в настоящем.

      Приоритеты молодежной политики являются одними из ключевых целей Стратегии «Казахстан – 2050», инициированной Президентом Республики Казахстан – Елбасы Назарбаевым Н.А.

      Сегодня страна ставит перед собой новые масштабные задачи по социальной модернизации, форсированной инновационной индустриализации и экономической интеграции. Закрепив достижения 20 лет независимости, Казахстан намерен в третьем десятилетии XXI века уверенно продвигаться к цели – войти в число 30 развитых стран мира.

      В этих условиях огромная надежда и ответственность возлагаются на молодежь, которой предстоит продолжить эстафету созидательных дел старшего поколения, поднять планку национальной конкурентоспособности еще выше, обеспечить Казахстану в XXI веке процветание и мировое признание.

      Такая миссия под силу только профессионально образованной, физически и нравственно здоровой, конкурентоспособной, патриотичной и социально ответственной молодежи. В этой связи приоритетной задачей государства становится адаптация государственной молодежной политики к требованиям времени, в котором молодежь становится важным фактором конкурентоспособности Казахстана.

      Государственная молодежная политика

      С первых лет независимости вопросы успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания государства.

      В 1994 году Казахстаном ратифицирована Конвенция о правах ребенка. 28 августа 1999 года распоряжением Президента Республики Казахстан одобрена Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. В последующем с принятием данного документа Правительством, начиная с 2001 года, реализован ряд программ, в том числе «Молодежь Казахстана», Программа молодежной политики на 2003 — 2004 годы, Программа молодежной политики на 2005 — 2007 годы, а также Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 — 2008 годы.

      Все указанные программы были нацелены на обеспечение социальных прав молодежи в области образования, труда и занятости, охраны здоровья, развития творческого потенциала, создание условий для широкой социализации молодежи и формирование ценностей патриотизма.

      Институциональной основой для последующей реализации молодежной политики стало принятие Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». С 2010 года молодежная политика реализуется в рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы.

      В 2008 году по итогам I съезда Молодежного крыла «Жас Отан» при Народно-Демократической партии «Нур Отан» (далее – НДП «Нур Отан») был создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан.

      Одним из ключевых направлений государственной молодежной политики является поддержка инициатив молодежных организаций в рамках государственного социального заказа, объем которого за прошедшие 7 лет вырос более чем в 10 раз.

      Дальнейшим этапом совершенствования процессов взаимодействия государства и молодежи стало создание в структуре Министерства образования и науки Комитета по делам молодежи и управлений по вопросам молодежной политики городов Астаны, Алматы и областей.

      В целом, к настоящему времени на улучшение социально-экономических условий, становление и всестороннее развитие будущих поколений направлены не только специальные молодежные, но и реализуемые сегодня в стране масштабные государственные программы развития образования, здравоохранения, языков, форсированного индустриально-инновационного развития; программы «100 школ, 100 больниц», «Балапан», «Дорожная карта бизнеса — 2020», «Доступное жилье — 2020».

      Демографическая ситуация

      Молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет составляет свыше 26 % населения страны. В 2012 году ее численность приблизилась к 4,4 млн. человек.

      Наибольший удельный вес молодежи от общей численности населения области, а также города республиканского значения приходится на города Астана и Алматы, а также Актюбинскую область, где молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет составляют 29 %.

      Наименьший удельный вес молодежи от общей численности приходится на Северо-Казахстанскую область – 22 %, в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях – 24 %.

      Для казахстанской молодежи характерен высокий образовательный уровень. Число молодежи, имеющей высшее образование, за последнее десятилетие выросло в 3 раза, среднее специальное образование почти в 2 раза. Число сельской молодежи, имеющей высшее образование, выросло в 6 раз, городской – в 4 раза. В целом, высшее, незаконченное высшее и средне-специальное образование имеют 40 % казахстанской молодежи.

      Молодежные организации

      За последнее десятилетие их количество в стране увеличилось более чем в 7 раз. Продолжается процесс консолидации молодежи в таких массовых организациях как Конгресс молодежи Казахстана (2002) и Молодежное крыло «Жас Отан» (2008) при НДП «Нур Отан». В 2005 году было создано общественное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана».

      С 2011 года действует «Ассоциация молодых депутатов Казахстана», а во всех регионах республики – молодежные маслихаты. В 2011 году появились новые организации для детей и юношества — «Жас Кыран» и «Жас Улан», приоритетной задачей которых является патриотическое воспитание.

      Реализуется целый ряд молодежных программ и инициатив: «Молодежная практика», «Жасыл ел», «С дипломом в село!», «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы», «Жастар — Отанға!», которые получают широкий позитивный общественный резонанс.

      Занятость

      Государственная молодежная политика в сфере труда и занятости осуществляется посредством реализации программ трудоустройства молодежи, развития общественных работ и обучения молодежи на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации.

      В 2011 году численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше достигла 8,8 млн. человек. В структуре занятых (8,3 млн. человек), около трети (30,5 %) составили лица в возрасте 25-34 лет и 14,5 % — молодежь от 15 до 24 лет. В структуре занятости наемный труд превалирует у городской молодежи на 78,3 %, сельской – 40,9 %.

      Уровень безработицы среди молодежи в среднесрочном периоде (начиная с 2005 года) находился в пределах от 13,4 до 4,6 % (при общем уровне безработицы в 8,1 – 5,4 %).

      В 2012 году уровень безработицы среди молодежи (4,6 %) впервые за многие годы оказался ниже общего уровня безработицы (5,4 %). Уровень молодежной безработицы выше в городах. В 2011 году он составил 5,6 %, тогда как на селе – 3,8 %.

      Проводимая с первых лет независимости государственная молодежная политика сыграла стабилизирующую роль в жизни общества, позволила смягчить трудности жизненного старта, с которыми неизбежно сталкиваются молодые люди, создала условия для социализации молодежи.

РАЗДЕЛ 1. ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Актуальные проблемы современной молодежи

      Угрозы и риски в вопросах социализации казахстанской молодежи формируют актуальную повестку государственной молодежной политики, вокруг которой должны быть сфокусированы усилия всех государственных органов, корпоративного сектора и институтов гражданского общества.

      1. Давление глобализации на систему традиционных ценностей

      Процессы глобализации открывают национальные границы государств с разным уровнем экономического, социального, политического и культурного развития. Происходит размывание традиционных ценностей под давлением массовой культуры потребления.

      Сегодня во всем мире национальные государства заинтересованы предложить молодому поколению убедительную систему ценностей, позволяющую сохранить преемственность в развитии общества в условиях открытого мира.

      2. Недоминантный статус ценностей труда

      В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация. В ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. При этом зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются напрямую с собственными способностями трудиться, последовательно добиваться поставленных целей.

      3. Патернализм и социальный инфантилизм

      Мировая практика показывает, что экономический рост сопровождается увеличением социальных ожиданий в обществе, способствует распространению патерналистских настроений в отношении государства и формированию поколения инфантильных граждан. Подобные явления наблюдаются и в Казахстане. Социологические исследования свидетельствуют: сегодня 58 % молодежи Казахстана полностью рассчитывает на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, 92,5 % юношей и девушек ожидают прямого содействия и протекции в трудоустройстве.

      4. Культ потребления

      Одним из проявлений мировоззренческого кризиса молодежи является культ потребления, ставшего частью кризиса общества всеобщего потребления. Потребительские практики приобрели характерные черты и особенности современного стиля жизни молодежи, для которой обладание материальными благами становится самоцелью.

      5. Риск радикализации молодежной среды

      Не имеющая жизненного опыта и знаний молодежь подвержена риску оказаться под влиянием внутренних и внешних деструктивных сил, рекрутирующих молодежь для реализации своих политических целей. Проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей, провоцирование молодежи на противоправные действия способны нарушить межэтническое, межкультурное и межконфессиональное согласие в обществе.

      6. Маргинализация молодежи

      В условиях предпринимаемой государством ускоренной социальной модернизации появляются «отстающие» от преобразований социальные группы, чье поведение зачастую отличается от общепринятых, устоявшихся норм. Появление социальных аутсайдеров или маргинальной молодежи обусловлено трудностями интеграции в общество и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

      Вместе с тем, процесс социализации молодежи, ее вовлечение в общественно-политическую жизнь будут основываться на следующих ценностях:

      Патриотизм

      Быть патриотом — это носить Казахстан в своем сердце», – так определил эту ценность Глава нашего государства. Для молодых казахстанцев ярким примером патриота своей страны является трудовой и жизненный путь Елбасы.

      Родина начинается в семье, где формируется особое личностное отношение к своей земле, ее истории, культуре, населяющим ее людям, будням и праздникам, символам государства.

      Предельно важно сформировать у молодежи понимание того, что патриотизм – это великая ответственность за себя, свою семью и нашу Родину.

      Единство народа

      Стабильность – основа успеха и один из главных итогов 20-летия развития Казахстана. Единство полиэтничного и многоконфессионального народа Казахстана — абсолютная ценность и задача всех поколений — оберегать эту ценность и преумножать во имя процветания страны.

      Культурное многообразие – ценность, которая не разделяет, а объединяет. Менталитет народа Казахстана, основанный на этническом многообразии, не должен раствориться в мировом потоке культуры, он должен быть сохранен молодым поколением в качестве уникального национального достояния.

      Влияя на процессы нравственного формирования молодежи, государство должно уделять внимание росту общего уровня культуры, развитию коммуникационных технологий.

      Необходимо добиваться соответствия уровня развития молодежи требованиям третьего тысячелетия. Важным направлением работы должно стать обеспечение прав на свободу совести и вероисповедания в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Толерантность

      Уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия Главы нашего государства должна стать основой формирования толерантности молодого поколения, спокойного понимания и уважительного восприятия ею этнических и религиозных отличий. Молодежь страны, которая является местом диалога культур, религий и цивилизации, мостом между Востоком и Западом более, чем кто-либо должна быть заинтересована в распространении культуры мира и согласия.

      Законопослушность

      Очевидно, что только законопослушные граждане способны совершенствовать демократию и строить подлинно правовое государство. Жизненной привычкой молодежи должно стать неукоснительное следование букве и духу закона. Это особенно важно на этапе, когда у подрастающего поколения только формируются навыки «взрослой» жизни. Рост правового сознания, формирование уважения к установленным правилам и нормам поведения должны стать объектом особого внимания всех социальных институтов. Авторитет закона должен прочно закрепиться в сознании казахстанской молодежи как базовая ценность современного этапа развития.

      Образование

      Традиционные ценности молодежи – образование и карьера должны быть пересмотрены с учетом четкой ориентированности системы образования на рынок труда, обеспечения соответствия системы образования и профессиональной подготовки экономическим, социальным и предпринимательским реалиям с учетом выявленных потребностей и технологических новшеств. Повышение престижности науки среди молодежи и привлечение их к разработке инновационных проектов должны стать одним из основных ориентиров молодежной политики.

      Трудолюбие

      В обществе всеобщего труда важнейшей базовой ценностью молодежи должны стать трудолюбие и особая трудовая этика, в основе которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. В этой связи беспрецедентный шанс для самореализации молодежи представляют программы «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.

      Большую экономическую ценность представляет высокая мобильность молодежи. Согласно исследованиям треть молодежи готова поехать за работой в любой регион страны. Готовность к социальной адаптации в любых условиях, естественное стремление молодых людей самоутвердиться могут решить вопрос внутренней миграции в точках роста – Астане, Алматы, Шымкенте, Актобе, Актау.

      Инновационность, наука и инновации

      Переход к инновационной экономике актуализирует задачу формирования инновационного поведения казахстанской молодежи. Молодость не любопытна ко всему, что ассоциируется у нее со вчерашним днем. Поэтому в силу своей восприимчивости ко всему новому, адаптивности к жизненным переменам, творческой интеллектуальной энергии и готовности к социально активной деятельности, молодежь должна стать проводником и ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив и технологий. С ней должен быть связан прогресс казахстанской науки, особенно естественных, технических наук. Путь молодежи в науку – это путь в будущее.

      Семья

      Семья в Казахстане всегда рассматривалась в качестве важнейшего социообразующего элемента. Она является основой бытия общества, государства, важнейшим звеном в системе нравственных и духовных координат человека.

      Особой заботой должны быть окружены пожилые люди и дети, что издавна принято у народа Казахстана. Формирование чувства социальной ответственности за себя и своих близких должно стать ключевым в вопросах молодежной политики, начиная с воспитания в семье. Неразрывно связана с семьей ценность жизни, ее безопасность и продолжение.

      Здоровье и спорт

      В поле реализации государственной молодежной политики должна войти пропаганда ценности здоровья и спорта. По-прежнему высоко значимым остается принцип солидарной ответственности за свое здоровье, отказа от вредных привычек, ведение здорового образа жизни.

      Спорт в Казахстане сегодня является именно той сферой, где социальные лифты работают наиболее отлаженно. Глобальные успехи казахстанских спортсменов наглядно показывают, что парни и девушки, проявляя яркий талант, упорство, характер и трудолюбие, могут добиться высоких результатов, а вместе с ними славы, почета, уважения и материального благополучия.

      Развитие спорта и массовой физической культуры должно стать особым приоритетом молодежной политики.

      Позитивные идеалы

      Рыночная экономика и постиндустриальное развитие Казахстана обуславливают необходимость формирования новых стратегий социально-экономического поведения молодежи. Профессиональное самоопределение и карьера, интеграция в сферу труда и стремление к успеху должны рассматриваться как важный механизм социализации молодежи.

      При этом важно формировать у молодежи приверженность принципам меритократии («власть достойных»). Главным атрибутом современной профессиональной карьеры должно стать продвижение по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии исключительно по заслугам. Молодежь должна двигаться вперед, имея позитивные идеалы и равняясь на лучших, тех, кто поднялся на вершину успеха благодаря собственному таланту, работоспособности и личной ответственности.

      Новая экологическая этика

      Развитие «зеленой экономики» как основы индустриализации актуализирует экологические вопросы. Молодежь должна стать носителем новой экологической этики, бережно относиться к родной земле и ее природным богатствам.

      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным от 08.06.2017 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Цель и задачи Концепции

      Процесс социализации молодежи – это главный механизм включения молодых людей в общественно-политическую жизнь. Объективно вопрос участия молодых поколений в общественном развитии – это вопрос темпов, характера и качества развития страны.

      Полнокровная интеграция молодежи в социально-экономические и политические процессы обеспечивается на основе широкого взаимодействия государства, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества.

      В то же время, государство и общество, оказывая поддержку молодым людям, должны воздерживаться от чрезмерной опеки, способной снизить у молодых людей стимул к самостоятельному поиску своего места в жизни.

      Таким образом, цель Концепции заключается в формировании эффективной модели государственной молодежной политики, направленной на успешную социализацию молодых людей, направление их потенциала на дальнейшее развитие страны.

      Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

      1) обеспечение доступного и качественного образования;

      2) формирование здорового образа жизни;

      3) повышение правовой культуры и формирование у молодежи уважения к основополагающим ценностям государственности;

      4) создание условий для трудоустройства молодежи;

      5) развитие системы доступного жилья для молодежи;

      6) приобщение молодежи к культурным ценностям;

      7) стимулирование гражданской и патриотической самореализации молодежи;

      8) обеспечение преемственности морально-нравственных ориентиров в молодежной среде;

      9) научно-исследовательское обеспечение и совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики;

      10) вовлечение молодежи в реализацию «Стратегии Казахстан-2050».

3. Периоды реализации и ожидаемые результаты

      Дальнейшее развитие государственной молодежной политики будет осуществляться поэтапно следующим образом:

      1) период с 2013 года до 2015 года.

      В рамках реализации Концепции будет сформирована эффективная модель межведомственного взаимодействия, конкретизирующая компетенцию и зону ответственности центральных государственных и местных исполнительных органов, институтов гражданского общества и бизнеса.

      В целях достижения указанной задачи следует совершенствовать подходы к взаимодействию государства и молодежи посредством консультативно-совещательных органов при акимах всех уровней. Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан продолжит работу по повышению координирующей роли в вопросах выработки рекомендаций, направленных на постоянное совершенствование молодежной политики.

      В реализацию программ молодежной политики будут вовлечены Федерация профсоюзов Республики Казахстан, Национальная экономическая палата «Союз Атамекен», акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и молодежные организации.

      В предстоящий период будет реализована новая схема взаимодействия центральных государственных, местных исполнительных и представительных органов с республиканскими и региональными молодежными организациями, основанная на принципах проектного подхода и достижения социального результата. На центральном и местном уровнях получит активное применение отраслевой принцип размещения социального заказа, позволяющий реализовывать социальные проекты на среднесрочной прогнозной основе с охватом всех категорий молодежи. На первом этапе реализации Концепции будут разработаны первоочередные мероприятия молодежной политики.

      Будут последовательно совершенствоваться условия прохождения и участия молодежи в проектах, нацеленных на обеспечение занятости, трудоустройства, доступного жилья и практической поддержки перспективных бизнес-идей.

      На начальном этапе реализации Концепции будет начата работа по формированию целостной инфраструктуры, нацеленной на адресное взаимодействие с молодежью по местожительству, учебы и работы.

      В процессе осуществления Концепции будут разрабатываться принципиально новые инструменты мониторинга, анализа и регулирования государственной молодежной политики.

      Усилия всех заинтересованных сторон будут обеспечиваться целевым информационным сопровождением, учитывающим потребности молодежи и тенденции в молодежной среде.

      2) период с 2015 года до 2020 года.

      Важным условием станет внедрение целевых индикаторов оценки реализации всех бюджетных программ, затрагивающих интересы и потребности молодежи. Будет проведен анализ мероприятий, реализуемых государственными органами в сфере молодежной политики, по результатам которого предполагается рассмотреть возможность выделения целевых трансфертов для реализации задач в сфере государственной молодежной политики.

      Будет рассмотрен вопрос о создании центров поддержки инициатив молодежи и оказания ими всего спектра государственных и информационных услуг. Повсеместно развивается национальная волонтерская сеть.

      Ключевым условием успешной реализации Концепции является пересмотр подходов к взаимодействию с молодежью в системе образования. Будет проработана возможность организации во всех высших учебных заведениях консультационных услуг молодым семьям, реализации программ по пропаганде ценности семьи, целевых программ по развитию спортивной инфраструктуры, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Предполагается изучение вопроса модернизации спортивных залов всех учебных заведений, пересмотра стандартов преподавания общей физической культуры и спорта. Повсеместно будут создаваться национальные лиги студенческого спорта.

      В процесс широкой социализации молодежи будут вовлечены объединения работодателей и профсоюзное движение. На предприятиях среднего и крупного бизнеса будут реализовываться долгосрочные программы поддержки и развития кадрового потенциала, в том числе жилищные, образовательные и оздоровительные программы. Последовательно будут применяться меры социально-экономического стимулирования бизнеса, реализующие программы по укреплению социального самочувствия молодежи в трудовых коллективах.

      Созданный по поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева научно-исследовательский центр «Молодежь» станет высокопрофессиональным методическим центром, деятельность которого будет направлена на разработку и проведение социологических исследований, подготовку аналитических обзоров, осуществление мониторинга, а также проведение иных исследований.

      Будет изучена возможность начала системной работы по повышению квалификации и обучению представителей всех заинтересованных сторон, обеспечивающих адресное взаимодействие с молодежью.

      Таким образом, все механизмы взаимодействия с молодежью будут находиться в процессе постоянного развития, при этом приоритетным направлением станет совершенствование нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики, как на центральном, так и региональном уровне.

      Результатом реализации Концепции государственной молодежной политики должны стать улучшение социально-экономического положения молодых казахстанцев, образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь общества.

      Активное участие молодежи в реализации целей и задач «Стратегии Казахстан-2050» обеспечит поступательное развитие Казахстана в новых условиях глобальной конкуренции – успех молодежи становится прочным залогом успеха всей страны.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Базовые принципы реализации молодежной политики

      Реализация государственной молодежной политики на общенациональном, региональном и местном уровнях будет основана на принципах:

      1) комплексности разработки и реализации молодежной политики;

      2) межведомственного взаимодействия и вовлечения усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон для достижения социального результата;

      3) единообразия, адресности и повсеместного охвата всех целевых групп;

      4) внедрения передовых методик мониторинга и диагностики, происходящих тенденций для принятия системных управленческих решений;

      5) целевого информационного сопровождения реализуемых программ.

2. Основные направления реализации молодежной политики

      Сноска. Раздел 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 08.06.2017 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Обеспечение доступного и качественного образования

      Знания рассматриваются как ключевой фактор производства, решающий экономический ресурс государства. Качественное образование, высокий уровень функциональной грамотности, профессионализма, заключенного в овладении системой ключевых компетенций, позволят молодежи быть конкурентоспособной и востребованной на рынке труда.

      Сегодня, когда Казахстан стоит на пороге постиндустриального общества, в котором правит триада «образование-наука-инновации», безусловным пропуском в третье тысячелетие являются знания и профессионализм. В этой связи, процесс модернизации должен быть продолжен как в системе технического и профессионального, так и высшего образования, который должен быть направлен на учет реальных потребностей рынка и диверсифицирующейся экономики.

      С учетом этого необходимо:

      1) обеспечивать дальнейшее развитие дуальной системы профессионального образования с учетом потребностей рынка;

      2) переориентировать размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием с учетом потребности рынка труда;

      3) сориентировать учебные программы на развитие функциональной грамотности и достижение ключевых компетенций;

      4) внедрить эффективные формы и методы обучения для формирования логического, критического и конструктивного мышления;

      5) содействовать образованию и профессиональной подготовке, ориентированным на трудоустройство, для обеспечения непрерывного совершенствования системы образования под меняющуюся социально-экономическую конъюнктуру, включая потребности рынка;

      6) обеспечить вовлечение молодежи в науку;

      7) популяризировать образовательные порталы среди молодежи;

      8) разработать систему участия крупных национальных и иностранных компаний в управлении вузами, позволяющую максимально приблизить квалификацию выпускников интересам производства, а также усовершенствовать материально-техническую базу университетов в рамках государственного образовательного заказа, изучить необходимость создания на базе вузов исследовательских центров и лабораторий. Предприниматели и крупные бизнесмены также должны участвовать в создании системы профессиональных квалификаций;

      9) предоставить общественности, родителям и самим учащимся больше возможностей влиять на содержание образовательного процесса, качество преподавания, развивать академические свободы, в том числе через управление учебными заведениями;

      10) повысить эффективность студенческого самоуправления в целях продвижения идей Болонского процесса в системе высшего образования Республики Казахстан;

      11) активизировать работу социальных молодежных служб по оказанию консультационной помощи учащейся молодежи.

      Формирование здорового образа жизни

      Решение экономических задач не представляется возможным, если молодые казахстанцы не будут физически здоровыми.

      Неотъемлемой частью государственной молодежной политики должен стать принцип солидарной ответственности за свое здоровье.

      Молодым людям необходимо отказываться от вредных привычек, повышать мотивацию к ведению здорового образа жизни, обращая внимание на профилактические мероприятия. Особым приоритетом должны стать занятия спортом и физической культурой.

      Понятия «молодежь» и «физическая культура» должны стать неотъемлемой частью образа жизни молодого человека.

      С учетом этого необходимо:

      1) формировать у молодежи привычку к регулярному прохождению профилактических мероприятий и вакцинаций;

      2) активизировать работу средств массовой информации по представлению данных о доступности медицинской помощи, включая консультативные услуги, с участием семьи, групп сверстников, учебных заведений, средств массовой информации, медицинских учреждений и других партнеров в рамках здорового образа жизни;

      3) проработать возможность создания и обеспечения доступа молодежи к единой информационной базе данных по вопросам охраны репродуктивного здоровья;

      4) рассмотреть вопрос расширения программы по модернизации спортивных залов и оснащению спортивным инвентарем организаций системы образования;

      5) обеспечивать доступность спортивных объектов для массового занятия спортом;

      6) в целях развития активного образа жизни и укрепления патриотизма вести пропаганду отечественного экотуризма, разрабатывая новые маршруты и добиваясь роста их популярности.

      Повышение правовой культуры и формирование уважения у молодежи к основополагающим ценностям государственности

      Молодые люди должны четко осознать, что успешная страна — это не только забота старшего поколения, это — завтрашний день самой молодежи.

      В сознании юношей и девушек должно прочно закрепиться понимание того, что государство – не спонсор молодежи, а сподвижник, создающий условия для ее самореализации.

      Со стороны молодежи важно понимание того, что только собственным упорным трудом, приобретением качественного образования и использованием его на практике, бережливостью, активным включением в происходящие процессы можно добиться личного успеха и общего процветания.

      Вместе с тем, гарантируя защиту прав и свобод молодых граждан, государство будет повышать общий уровень правовой культуры и противодействовать социально-негативным явлениям, имеющим место в молодежной среде.

      С учетом этого необходимо:

      1) обеспечивать реализацию всех необходимых мер по повышению правовой культуры и воспитанию у молодежи уважения к государству как гаранту обеспечения прав и свобод молодежи;

      2) противодействовать правовому нигилизму среди молодежи, внедрять стандарты «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям;

      3) совершенствовать систему ювенальной юстиции, конкретизируя меры для профилактики безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неполных и неблагополучных семей;

      4) предусматривать реабилитацию, а при необходимости реинтеграцию в общество, особенно через учебные заведения, молодых людей, которые содержатся под стражей или отбывают тюремное заключение в качестве несовершеннолетних правонарушителей, с активным привлечением молодежных социальных служб.

      Создание условий для трудоустройства молодежи

      Государство будет совершенствовать работу по содействию в трудоустройстве и занятости молодежи. Особое внимание будет уделяться участию молодежи в реализации программ по форсированной инновационной индустриализации экономики, модернизации сельского хозяйства, развитии малого и среднего бизнеса, повышении качественного уровня государственной службы.

      Ни один сегмент молодежи не должен остаться вне государственной политики занятости. Ключевая задача государства – способствовать трудоустройству каждого молодого гражданина.

      С учетом этого необходимо:

      1) по вопросам трудоустройства расширить каналы обратной связи с молодежью через работу диалоговых площадок, виртуальных консультативных сообществ для детального изучения потенциальных возможностей и потребностей молодежи;

      2) предусмотреть механизмы активного вовлечения молодежи в профсоюзные ряды;

      3) обеспечить равные возможности для трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями;

      4) рассмотреть возможность использования дополнительных стимулов для повышения заинтересованности организаций и предприятий, независимо от форм собственности, при приеме на работу молодых специалистов, создании рабочих мест для молодежи, ее профессиональной подготовке и переподготовке, производственном обучении;

      5) создать систему обучения и курирования на местах молодых сотрудников без опыта работы. Развивать институт наставничества на производстве, привлекая для этого на общественных началах вышедших на пенсию специалистов, создавая тем самым условия для преемственности производственной и технологической культуры;

      6) содействовать появлению в школах консультативных услуг для молодежи в вопросах выбора профессии.

      Развитие системы доступного жилья для молодежи

      Одной из наиболее актуальных проблем молодых семей является наличие собственного жилья. Собственное жилье – это основа крепкой семьи, успешной трудовой карьеры, душевного комфорта и самореализации человека. Государство будет оказывать поддержку молодым людям в приобретении жилья, опираясь на уровень развития и возможности национальной экономики.

      С учетом этого необходимо:

      1) проработать вопрос совершенствования жилищного законодательства с целью конкретизации мер, направленных на льготное кредитование молодых семей;

      2) изучить возможность пересмотра возрастных ограничений для молодых семей, претендующих на участие в жилищных программах, в сторону увеличения возраста в связи со сложившимися демографическими тенденциями;

      3) расширять программы строительства студенческих общежитий, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

      Приобщение молодежи к культурным ценностям

      Культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе его коллективный жизненный опыт, особенные национальные черты, отражающиеся в поведении и мировоззрении народа.

      Прогрессивность молодежи и стремление к глобализации должны сочетаться с чувством подлинного патриотизма, уважения традиций и культуры народа Казахстана, принципами межэтнического взаимоуважения и межкультурного взаимообогащения.

      Оказывая влияние на процессы нравственного формирования молодежи и ее гражданской идентификации, государство будет уделять особое внимание контенту отечественной массовой культуры, развитию языков, а также средств коммуникации, способствующих их сохранению и приумножению.

      С учетом этого необходимо:

      1) воспитывать молодых людей в духе уважения к семейным ценностям, создания в семье устойчивой морально-нравственной атмосферы, особого почитания к пожилым людям, трепетного отношения к детям;

      2) проводить активную пропаганду «триединства языков» (казахский, русский, английский), начиная с дошкольных учреждений;

      3) модернизировать подходы к популяризации народных традиций, обычаев, способствуя освоению молодежью социокультурного опыта и мудрости предшествующих поколений;

      4) проработать возможность более широкого показа документальных и художественных фильмов на английском языке на образовательных телеканалах «Бiлiм», «Мәдениет»;

      5) способствовать устранению информационного неравенства в обществе;

      6) использовать социальные сети в качестве инструмента консолидации молодежи.

      Стимулирование гражданской и патриотической самореализации молодежи

      В современном мире молодые люди являются одними из главных участников социально-политической жизни, формируя собственную гражданскую позицию, овладевая навыками общественной деятельности и поведения. При проведении государственной молодежной политики важно ориентироваться на формирование принципов консолидации и гражданственности.

      В современном обществе процесс гражданской идентификации – это, прежде всего, усвоение демократических ценностей, уважение к закону, включенность в национальную культуру. Результатом такого процесса в идеале являются зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, носитель высокого духа патриотизма и гражданской ответственности.

      В целях успешной реализации концепции государство выступает за консолидацию молодежи, как важного фактора ее социализации. Поддерживая инициативы молодежи, государство будет содействовать процессам консолидации казахстанской молодежи в общественные объединения с учетом интересов и принципа свободы выбора.

      С учетом этого необходимо:

      1) обеспечить четкую межведомственную координацию государственной молодежной политики на общенациональном, региональном и местном уровнях, направленную на поддержку гражданских инициатив молодежи;

      2) проводить системную работу по научно-исследовательскому сопровождению молодежной политики, основанной на объективных программах мониторинга и диагностики;

      3) обеспечивать комплексный подход к развитию инфраструктуры молодежной политики;

      4) осуществлять разработку ежегодных стратегических планов государственных органов с включением раздела о молодежи и учетом потребностей молодых казахстанцев;

      5) внедрять различные институциональные формы вовлечения молодежи в совместные коллективные действия;

      6) изучить возможность ориентирования области применения государственного социального заказа, позволяющего финансировать проекты, предлагаемые молодежью, и активизировать ее творческий и инновационный потенциал;

      7) содействовать работе молодежных неправительственных организаций с молодыми репатриантами, маргинальной молодежью, создавая возможности успешной социальной адаптации в условиях исторической родины;

      8) содействовать развитию волонтерского движения;

      9) вести воспитательную работу в школах и колледжах по подготовке к службе в армии, уделяя внимание повышению уровня моральной и физической подготовки будущих призывников;

      10) пропагандировать престиж воинской службы, ввести новую модель воспитательной работы в воинских частях.

      Обеспечение преемственности морально-нравственных ориентиров в молодежной среде

      Доминирующими для казахстанской молодежи должны стать традиционные общечеловеческие ценности, такие как честность, доброта, справедливость, терпимость.

      Казахстан – светское государство, которое рассматривает религиозные объединения в качестве социального партнера в воспитании молодежи и подрастающих поколений. Вместе с тем, религиозность не может и не должна полностью отождествляться с духовностью. В противном случае общество теряет секулярный характер, сужает перспективы своего развития, подчиняясь религиозным догматам.

      С учетом этого необходимо:

      1) формировать новые нравственные ориентиры: культ знаний и профессионализма; прагматичное отношение к здоровью; позитивное восприятие нового и перемен; экологическое сознание, безусловная ценность природы и ответственность за состояние окружающей среды и др.;

      2) изучить возможность введения специального курса по религиозному наследию Казахстана, в рамках которого вести просветительскую работу, направленную на получение молодежью качественных знаний в области религии.

      Научно-исследовательское обеспечение и совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики

      Научно-исследовательское обеспечение в сфере реализации государственной молодежной политики предполагает более глубокое изучение молодежной проблематики на системной основе с использованием инновационных научных методов и подходов. Для разработки путей решения наиболее актуальных проблем в молодежной среде необходимо проводить постоянный мониторинг реализации прав молодежи с применением современного инструментария: социологические исследования, методы наблюдения, адаптация международного опыта и т.д.

      В настоящее время для всестороннего исследования состояния молодежи, а также объективного видения социокультурных процессов впервые создан научно-исследовательский центр «Молодежь».

      Научно-исследовательский центр «Молодежь» будет проводить различные исследования среди молодежи, участвовать в разработке научно-исследовательских проектов и программ в сфере государственной молодежной политики, осуществлять мониторинг деятельности и прогнозирование развития молодежи и молодежных общественных организаций. По итогам научных исследований будут разработаны конкретные предложения и рекомендации для улучшения положения молодежи, эффективной реализации их прав и гарантий, а также раскрытии потенциала. Выработанные рекомендации будут на постоянной основе направляться на совершенствование нормативной правовой базы молодежной политики, с учетом требований нового времени, обозначения вектора дальнейшего развития Казахстана на долгосрочный период.

      Также во избежание стихийности, однобокости и поверхностности необходимо учитывать данные рекомендации при разработке и усовершенствовании нормативно-правовой базы государственной молодежной политики.

      С учетом этого необходимо:

      1) расширить тематику научных исследований по наиболее востребованным в молодежной среде темам;

      2) осуществлять исследования с учетом потребностей и запросов всех групп молодежи и современного законодательства;

      3) рассмотреть возможность обеспечения научно-методического сопровождения этапов реализации государственной молодежной политики;

      4) формировать пул молодых ученых и экспертов по изучению молодежной проблематики;

      5) обеспечивать комплексный подход при проведении исследований;

      6) внедрять новые научные методы и законотворческие инициативы по работе с молодежью, как самоценным социумом общественного развития.

      Вовлечение молодежи в реализацию «Стратегии Казахстан-2050»

      Молодежь представляет собой не только объект заботы со стороны государства, молодежь – это также и активный субъект, участвующий в жизни общества и существенно влияющий на качество и темпы его развития. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы дееспособность молодежных организаций определялась возможностью, с одной стороны, решать актуальные проблемы молодежи и формировать у нее новые позитивные потребности, с другой – мобилизовывать и направлять энергию молодежи на решение стратегических государственных задач, поставленных Президентом страны, Елбасы Назарбаевым Н.А. в Стратегии от 14 декабря 2012 года «Казахстан 2050: новый политический курс состоявшегося государства».

      С учетом этого необходимо:

      1) разъяснять молодежи, что от вклада каждого зависит судьба страны — своей прилежной учебой, ответственной работой, активной общественной позицией и делами молодежь вносит свой вклад в реализацию стратегических целей, стоящих перед страной;

      2) позиционировать молодежь как движущую силу нового курса страны, носителя прогрессивных мировоззренческих установок и поведения, меняющих облик страны и общества.

3. Инструменты реализации Концепции

      Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством совершенствования законодательных актов, государственных и отраслевых программ, стратегических планов государственных организаций.

РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОСРЕДСТВОМ
КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗХАСТАН ДО 2020 ГОДА
«КАЗАХСТАН 2020: ПУТЬ В БУДУЩЕЕ»

      Сноска. Раздел 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 17.06.2014 № 666; от 05.02.2015 № 42.

      Положения настоящей Концепции будут исполнены посредством реализации следующих нормативных правовых актов и правовых актов:

      1) Конституция Республики Казахстан;

      2) Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» и другие законодательные акты;

      3) Стратегия «Казахстан 2050: новый политический курс состоявшегося государства»;

      4) Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года;

      5) Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы;

      6) Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы;

      7) утратил силу постановлением Правительства РК от 17.06.2014 № 666;

      8) исключен постановлением Правительства РК от 05.02.2015 № 42;

      9) Программа «Дорожная карта бизнеса 2020»;

      10) Программа «Развитие регионов»;

      11) Программа «Доступное жилье – 2020»;

      12) Стратегия «Жастар — Отанға!» Молодежного крыла «Жас Отан» Народно-демократической партии «Нур Отан» до 2020 года;

      13) стратегические планы центральных и местных исполнительных органов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.

      Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи, разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

      Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, нацеленного на успешную социализацию молодежи, достижение приоритетов развития государственности. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Казахстаном — роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

      Как отметил Глава государства Н.А Назарбаев в своем труде «Казахстанский путь», который стал настольной книгой нашего поколения: «Успех будет сопутствовать молодым, если они выберут гуманизм, знание, ответственность, справедливость и не будут эгоистичны».

      У Казахстана есть прекрасное будущее, и оно в настоящем — в НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ.

Без рубрики