Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения


Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 июня 2012 года № 873

Типовой комплексный план по усилению
воспитательного компонента процесса обучения
во всех организациях образования

1. Паспорт

Наименование Типовой комплексный план по
усилению воспитательного
компонента процесса обучения
во всех организациях образования
Основание Указ Президента Республики Казахстан
от 30 января 2012 года № 261 «О
мерах по реализации Послания Главы
государства народу Казахстана
от 27 января 2012 года «Социально-
экономическая модернизация – главный
вектор развития Казахстана»
Разработчик Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Цель Усиление воспитательного компонента
всего процесса обучения с акцентом
на духовно-нравственное формирование
личности как гражданина и патриота
Казахстана
Задачи Формирование патриотического
сознания;
широкая пропаганда семейных
ценностей;
формирование духовно-нравственных
качеств;
формирование и развитие
правосознания;
формирование поликультурной личности
на основе общечеловеческих качеств;
создание комплексной, непрерывной и
устойчивой системы формирования
навыков ведения здорового образа
жизни
Сроки реализации 2013 — 2015 годы
Источники и объемы
финансирования
Объем финансирования из
республиканского бюджета составляет
6 640 975 000 тенге (в 2013 году –
2 187 975,0; 2014 году –
2 239 474,0; 2015 году –
2 213 526,0). Финансирование из
местного бюджета будет
осуществляться в пределах средств,
выделяемых ежегодно из
соответствующих местных бюджетов на
развитие системы образования
К 2015 году:
Индикаторы эффективности
реализации плана
доля школьников, студентов колледжей
и вузов, охваченных деятельностью
общественных объединений от общего
числа обучающихся, – 70%;
доля школьников, студентов колледжей
и вузов, считающих себя патриотами
от общего числа обучающихся, – 75%;
доля родителей, принимающих активное
участие в воспитательных
мероприятиях, – 35%;
охват школьников детско-юношескими
спортивными школами от общего числа
обучающихся – 25%;
доля школьников, студентов колледжей
и вузов, принимающих активное
участие в воспитательных
мероприятиях  от общей численности,
– 70%;
доля вожатых, социальных педагогов и
психологов, прошедших повышение
квалификации от общего количества,
– 30%.

2. Введение

      На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства.
      Требования, предъявляемые к воспитанию подрастающего поколения, отражены в Послании Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», в Законе Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», в Законе Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
      Были приняты «Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677 «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 — 2016 годы».
      Наработан большой образовательный и пропагандистский ресурс, посредством которого организована воспитательная работа. Этот ресурс формируется из системы образовательных и воспитательных программ, а также внеучебных мероприятий.
      Ресурсы системы образования и науки вовлечены в эту работу следующим образом.
      Дошкольное воспитание
      Дошкольное воспитание и обучение являются первым уровнем системы непрерывного образования в формировании и развитии личности ребенка.
      Число дошкольных организаций в 2011 году составляло 8096, из них 2748 детских садов, 5348 – мини-центров. Охват детей от 3-х до 6-ти лет дошкольным воспитанием и обучением составляет 65,4 % или 587 800 детей.
      В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом  дошкольного воспитания и обучения в дошкольных организациях реализуются республиканские программы «Балбөбек», «Қарлығаш», «Қайнар»; в 2009 году разработаны и утверждены программы воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» (1-3 года), «Зерек бала» (3-5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5-6 лет); «Балапан», разработан учебно-методический комплекс к данным программам (методические рекомендации и дидактический материал для частных, семейных детских садов и консультационных пунктов для родителей).
      Для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг дошкольного уровня совместно с ЮНЕСКО разработан стандарт нового поколения, который включает 5 образовательных областей: коммуникацию, познание, здоровье, творчество и социум.
      В целом дошкольное воспитание выстроено достаточно эффективно для выполнения поставленных задач.
      Среднее образование
      В республике функционируют 7465 дневных государственных общеобразовательных школ с общим контингентом 2 479 000 детей. Ведется работа по кадровому обеспечению воспитательного процесса. Введены штатные единицы заместителей директоров по воспитательной работе школ, педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов-психологов, освобожденных классных воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов.
      В целях реализации задач воспитательной системы организаций образования ведется работа по развитию сети внешкольных организаций дополнительного образования.
      Наиболее доступной формой дополнительного образования является организация работы 24 000 секций при школах, свыше 450 дворовых клубов, в том числе 276 размещаются на базе школ.
      В 1609 патриотических клубах занимаются более 60 000 детей и подростков. В инфраструктуру системы дополнительного образования детей входят 344 музыкальных и художественных школы искусств, 58 туристических, технических и натуралистических станций, 175 дворцов и центров творчества.
      Органами образования принимаются меры по укреплению и развитию физкультурно-спортивного движения общеобразовательных школ. В настоящее время 71 % имеют спортивные залы, 56 % обеспечены спортивным оборудованием и инвентарем. Работа по укреплению материально-технической базы продолжается.
      В 84,3 % общеобразовательных школах внедрен третий час физического воспитания, а в 3534 или 45,8 % — раздельное обучение мальчиков и девочек.
      В общеобразовательных школах республики функционируют более 21 тысячи спортивных секций, в которых занимаются спортом свыше 455 тысяч школьников или 18 % от общего количества учащихся.
      Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, основной целью деятельности которых является оказание содействия в самоопределении и становлении личности. Функционирует свыше 1434 детских общественных организаций и объединений, где занято более 800 000 школьников (32,3 % охвата школьников).
      6 июля 2011 года по инициативе Главы государства создано Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». В настоящее время в ее рядах более 700 000 детей.
      Забота о детях, всемерная защита их интересов являются важнейшим принципом нашего государства.
      Кроме того, вопросы обеспечения социальных и правовых гарантий качества жизни детей нашли отражение в новой Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по ее реализации.
      Тем не менее, в системе среднего образования имеется ряд вопросов, требующих новых подходов к организации воспитательной работы. Так, на сегодняшний день отсутствует единая программа воспитательной работы в системе среднего образования. Внеучебные мероприятия не интегрированы в образовательный процесс и не направлены на закрепление полученных знаний.
      Особую тревогу вызывает достаточно высокий уровень делинкветного и аутодеструктивного поведения среди детей и подростков.
      По данным Агентства статистики Республики Казахстан количество совершивших суицид молодых людей в Казахстане в 2009 году составило 1424 человека (31 человек на 100 тысяч населения), 2010 году 3800 (113 человек на 100 тысяч населения) в возрасте до 29 лет.
      Сегодня очевидно, что распространение наркомании несет в себе угрозу жизни молодого поколения, что, в конечном счете, негативно влияет на здоровье всего населения.
      Одними из факторов, способствующих повышению уровня преступности среди детей и подростков, являются снижение платежеспособности родителей и коммерциализация всех видов досуга.
      Проблема личной безопасности школьников на сегодняшний день приобретает актуальный характер.
      Техническое и профессиональное образование
      В республике функционируют 896 учебных заведений технического и профессионального образования (далее — ТиПО), в которых обучаются 600,7 тысяч молодых людей.
      Практикуются такие формы воспитательной работы, как тренинги, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, творческие вечера, спортивные соревнования и др.
      В учебных заведениях ТиПО ведется работа по выявлению детей «группы риска», оказывается психологическая помощь обучающимся, работает психологическая служба.
      В целях популяризации среди молодежи производственных профессий  ежегодно проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», исполнителей обучающихся музыкальных колледжей для выявления наиболее одаренных исполнителей, их творческого роста и пропаганды музыкального искусства Казахстана, повышения профессиональной подготовки обучающихся ТиПО в музыкальном направлении.
      Также одними из основных направлений воспитательной работы являются:
      1) всестороннее воспитание молодежи, содействие ее гражданскому и нравственному развитию;
      2) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству молодых граждан путем организации вторичной занятости в свободное от учебы (основной работы) время;
      3) поддержка предпринимательской инициативы;
      4) развитие общественно значимых молодежных инициатив молодежных и детских общественных объединений.
      Вопросы воспитательной работы рассматриваются на заседаниях педагогических и попечительских советов. Функционируют 550 органов ученического самоуправления. Создано общественное объединение «Республиканская молодежная ассоциация организаций технического и профессионального образования «Кәсіп kz».
      Анализ воспитательной работы учебных заведений ТиПО показывает, что в современных условиях проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились. С одной стороны студенческую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки. С другой стороны имеются проблемы, связанные с переходным возрастом, стрессовыми ситуациями, воспитанием в неполной семье, нехваткой времени у родителей на воспитание, психологическими конфликтами в молодежной среде и неблагополучных семьях. Часть обучающихся попадает в категорию лиц с девиантным поведением. Также проблемы воспитательной работы в колледжах и профлицеях обусловлены сложными процессами изменения менталитета, образа жизни, социально-экономическими факторами.
      В организации воспитательной работы существуют такие проблемы как нехватка социальных педагогов, психологов, недостаточное количество спортивных секций, клубов, кружков, тренажерных залов, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, отсутствие системного мониторинга. Анализ анкетных данных показывает необходимость пристальной индивидуальной работы со студенческой молодежью в адаптационный период.
      Высшее образование
      В 146 вузах страны обучаются свыше 629 000 человек. Статистически удельный вес молодежи в возрасте от 16 до 23 составляет примерно 2 127 289 человек. Из них 50 % юношей, 50 % девушек. Процентное соотношение девушек, обучающихся в бакалавриате и магистратуре, больше, чем юношей. Среди обучающихся  студентов 51 % молодые люди из сельской местности, в магистратуре их доля составляет 42 % и 20 % в докторантуре.  Очень низкий процент среди обучающихся студентов-сирот (1 %  студентов).
      Всего в вузах функционируют 533 спортивные секции, средний охват в которых составляет около 10 % студентов. Укреплена инфраструктура сферы быта студентов. Во всех вузах имеются бытовые, прачечные и душевые комнаты, а также столовые, буфеты, читальные залы, спортивные залы и спортивные комплексы. В 7 вузах имеются бассейны.
      Вузами проводится широкая информационная работа. Активная работа проводится по освещению мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, а также нововведений в сфере образования, особенно в интернет пространстве.
      Создаются вузовские центры воспитательной и досуговой деятельности, возрождаются студенческая самодеятельность и патриотическая работа среди студентов. Ведущая роль в управлении воспитательной деятельностью в вузах принадлежит ученому совету, утверждающему руководителей, обеспечивающих организацию и содержание воспитания. Руководство воспитательной работой осуществляется проректором по воспитательной работе. Повседневное осуществление воспитательной работы возложено на  кураторов академических групп. Содержание работы и функции всех перечисленных субъектов управления процессом воспитания определяются в вузовских положениях.
      В экспериментальном режиме 4-мя национальными вузами (КазНУ им. аль-Фараби, КазНАУ, КазНПУ им. Абая, ЕНУ им. Л.Гумилева) разработаны стратегии развития вузов, а также планы по их реализации. В рамках данных документов предусмотрены мероприятия по воспитательной работе, и определены индикаторы и показатели реализации.
      Воспитательная работа – процесс, требующий постоянного совершенствования. Ослабление  воспитательной роли социального института семьи, недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни, негативное влияние средств массовой информации на формирование личности, недостаточное владение педагогами современными воспитательными  технологиями, ограниченность сети  детских и молодежных объединений по интересам (клубов, кружков, секций и т.д.) и недостаточный охват их деятельностью приводят к таким в негативным последствиям, как не снижающееся число правонарушений и суицидов, раннее вовлечение в табакокурение и алкоголизм. Кроме того, основной целевой аудиторией различных деструктивных религиозных течений является молодежь.
      В большинстве случаев не всегда наблюдаются преемственность и согласованность воспитательных моментов в период детство-отрочество-юность, когда молодой человек переходит из одного учреждения в другое, так как каждое образовательное учреждение выстраивает свою воспитательную систему в соответствии со своим профилем и направленностью деятельности.

3. Цели и задачи типового комплексного плана по усилению
воспитательного компонента процесса обучения во всех
организациях образования

      Вышеперечисленные проблемы, которые на сегодняшний день существуют в организации воспитательной работы в системе образования, требуют системного подхода.
      Необходимо пересмотреть содержание, формы, методы и средства воспитания для усиления воспитательной работы в организациях всех уровней.
      В связи с этим, актуальной является разработка типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования, определяющего целостное видение дальнейшего совершенствования воспитательной работы.
      План включает комплекс ценностных и идеологических установок Стратегии развития Казахстана «Казахстан – 2030» и Доктрины национального единства Казахстана, прежде всего  факторов воспитания молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, сохранения и укрепления традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность государства, общества и семьи.
      План разработан с учетом возрастных особенностей и требований современных методов и форм воспитательной работы и состоит из следующих направлений:
      1) научно-исследовательское и методическое обеспечение воспитательного процесса;
      2) формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физическое и духовное развитие подрастающего поколения;
      3) совершенствование (повышение квалификации) кадрового потенциала воспитательной системы;
      4) информационно-пропагандистская работа.
      В рамках плана предусмотрены проведение мониторинга эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования, анализа учебно-воспитательных комплексов и программ с целью усиления воспитательного компонента, а также изучение и обобщение передового мирового опыта.
      Особое внимание уделено разработке методик обновления системы воспитания с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта Казахстана, новаторских педагогических подходов.
      Научно-методическое обеспечение предполагает разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению воспитательных мероприятий, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом возрастных особенностей; развитие и совершенствование форм и методов воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у школьников и студентов колледжей и вузов.
      При разработке инновационных методов воспитания планируется активно использовать опыт автономной организации образования «Назарбаев Университет» и автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
      Кроме того, будут организованы исследования в сфере патриотического воспитания и использования их результатов в практической деятельности; разработаны методические рекомендации по проблемам формирования и развития личности гражданина; предусмотрено обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук.
      Формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физическое и духовное развитие подрастающего поколения предполагается осуществлять через активное привлечение известных людей страны для формирования в сознании молодого поколения образа успешного казахстанца, как примера для подражания. А также будет обеспечено активное вовлечение семьи в воспитательный процесс.
      Особый акцент при разработке Плана сделан на воспитании уважения к культуре и традициям казахского народа, государственному языку, как фактору национального единства, обеспечивающему равенство всех граждан и гарантии участия в общественно-политической жизни страны, личную конкурентоспособность.
      В рамках подготовки и совершенствования кадрового потенциала воспитательной системы будут разработаны программы и учебные планы по повышению квалификации и переподготовке работников организаций дополнительного образования детей и молодежи. В целях повышения ответственности лиц, занимающихся воспитательной работой, предлагается разработать систему повышения мотивации и профессионального уровня педагогических кадров.
      Будет усилена пропагандистская работа через средства массовой информации, в том числе Интернет. Так, например, предусмотрено увеличение количества детских изданий отечественного производства (газеты, книги, журналы), молодежных и детских телепередач разной направленности.
      Мероприятия Типового комплексного плана нацелены на вовлечение и участие самой молодежи, всех ее возрастных групп в процесс воспитательной работы.
      В рамках проведения мероприятий Типового комплексного плана предусмотрен формат привлечения общественности, в том числе родительской, и институтов гражданского общества.

4. Ожидаемые результаты

      По итогам реализации Типового комплексного плана ожидается создание эффективной воспитательной системы для обеспечения свободного досуга детей и учащейся молодежи, реализации их творческих способностей, формирования казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения.
      Будут развиты новые формы и технологии воспитательной работы, предусматривающие взаимодействие триады для вовлечения родителей в процесс сотворчества, соавторства с педагогами и детьми в осуществлении образовательного и воспитательного процессов.
      Значительно снизится число правонарушений среди несовершеннолетних.
      Повсеместно получит распространение инновационный опыт воспитательных систем ведущих-организаций образования.
      Будут обеспечены подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров к реализации воспитательных задач.
      В целом будет достигнуто обеспечение непрерывности и преемственности воспитания  на всех уровнях системы образования.

Типовой комплексный план
по усилению воспитательного компонента
процесса обучения во всех организациях образования

      Сноска. Типовой комплексный план с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.07.2013 № 674.


п/п

Мероприятия

Испол-
нитель

Сроки

Финансирование

Форма
завер-
шения

Объем
финан-
сиро-
вания,
млн.тг

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

Объем
фи-
нан-
сиро-
ва-
ния,
млн.
тг

Ис-
точ-
ник
фи-
нан-
сиро-
вания

Объем
финан-
сиро-
вания,
млн.тг

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Научно-исследовательское и методическое обеспечение

Цель: обновление методической литературы с учетом новаторских педагогических
подходов.
Задачи:
развитие и совершенствование форм и методов воспитания;
обобщение результатов учебно-методических разработок;
регулярное издание методической литературы с учетом передового отечественного и
зарубежного педагогического опыта;
мониторинга эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования
1.

Изучение и
обобщение
отечествен-
ного и
зарубежного
передового
опыта по
внедрению
новых
воспитатель-
ных
технологий в
учебно-
воспитатель-
ный процесс

МОН
АОО
«НИШ»

2013
год

Не требуется

Методи-
ческое
пособие

2.

Мониторинг
эффектив-
ности
воспитатель-
ного
процесса в
организациях
образования
и издание
методичес-
кого пособия
«Методика
оценки
эффектив-
ности и
результатов
воспитатель-
ной работы в
организациях
образования»

МОН

2013-
2015
годы

12,322

РБ

13,151

РБ

14,038

РБ

Методи-
ческое
пособие

3.

Разработка
интерактив-
ных
технологий
работы со
школьниками
и студентами
колледжей и
вузов в
процессе
совершенст-
вования
воспитатель-
ной работы

МОН

2013
год

0,995

РБ

Учебно-
методи-
ческие
пособия

4.

Разработка и
внедрение
региональных
планов по
реализации
Типового
комплексного
плана по
усилению
воспитатель-
ного
компонента
процесса
обучения во
всех
организациях
образования

аки-
маты
облас-
тей,
горо-
дов
Астаны
и
Алматы
,
ВУЗы

2013-
2015
годы

В пределах средств местного бюджета

Инфор-
мация в
МОН

Итого по годам

13,317

13,151

14,038

2. Формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнической
толерантности и общественного согласия, законопослушания, а также физическое
и духовное развитие

Индикаторы: доля школьников, студентов колледжей и вузов, считающих себя патриотами
от общего числа обучающихся – 75 %;
доля школьников, студентов колледжей и вузов, охваченных деятельностью общественных
объединений от общего числа обучающихся – 70 %;
доля родителей, принимающих активное участие в воспитательных мероприятиях – 35 %;
охват школьников детско-юношескими спортивными школами от общего числа обучающихся
– 25 %;
доля школьников, студентов колледжей и вузов, принимающих активное участие в
воспитательных мероприятиях от общей численности – 70 %.

2.1. Формирование патриотического сознания

Цель: формирование патриотического сознания
Задачи:
формирование осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям;
формирование стремления к реализации активной гражданской позиции;
воспитание любви и уважения к Родине: культуре, истории, фольклору, обычаям и
традициям Казахстана;
пропаганда знаний государственных символов;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
5.

Создание
информацион-
но-
методичес-
кого
сборника по
вопросам
патриоти-
ческого
воспитания
детей

МОН

2014
год

5,483

РБ

Методи-
ческий
сборник

6.

Производство
фильмов о
выдающихся
личностях
страны в
рамках
постановления
Правитель-
ства
«О юбилейных
и памятных
датах» для
использо-
вания на
уроках
«Истории
Казахстана»,
литературы

МКИ,
МОН

2013-
2015
годы

В рамках 021 бюджетной программы
«Проведение государственной
информационной политики», республиканский
бюджет

Фильмы

7.

Форми-
рование у
школьников и
студентов
колледжей и
вузов
чувства
патриотизма,
активной
гражданской
позиции,
уважения
к госу-
дарственным
символам и
государст-
венному
языку на
занятиях
по общест-
вознанию,
основам
права

Управ-
ления
обра-
зова-
ния
облас-
тей,
горо-
дов
Астаны
и
Алматы
,
ВУЗы

2013-
2015
годы

Не требуется

Инфор-
мация в
МОН

2.2. Духовно-нравственное развитие

Цель: воспитание целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности;
способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм
духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для
духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
Задачи:
формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира
во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание
бережного отношения к собственной жизни;
формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие
трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и
отношений к миру, к другому человеку и к себе.
8.

Развитие и
поддержка
детских
инициатив
через
деятельность
детско-
юношеских
организаций

МОН,
аки-
маты
облас-
тей,
горо-
дов
Астаны
и
Алматы

2013-
2015
годы

180,0

РБ

180,

РБ

180,

РБ

Информация
в ПРК

9.

Издание
сборника
казахских
народных
сказок на
казахском
языке

МКИ

2014-
2015
годы

2,297

РБ

РБ

Сборник
сказок

10.

Разработка
методических
пособий по
семейному
воспитанию

МОН

2013
год

447,752

РБ

447,752

РБ

447,752

РБ

Пособия

11.

Распростра-
нение опыта
АО
«Назарбаев
Университет»
и АОО
«Назарбаев
интеллекту-
альные
школы» по
разработке и
внедрению
инновацион-
ных проектов
и идей в
области
развития
личности

АОО
«Назар-
баев
Универ-
ситет»,
АОО
«НИШ»

2013-
2015
годы

Не требуется

Информация
в МОН

12.

Проведение
ежегодных
фестивалей
молодежного
творчества
(«Студенчес-
кая весна»,
«Арман-
дастар»)

ВУЗы

2013-
2015
годы

За счет средств вузов

Информация
в МОН

2.3. Воспитание межэтнической толерантности и общественного согласия

Цель: воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания, использование научных и
культурных достижений в воспитательных целях
Задачи:
воспитание понимания самобытности культуры разных народов, бережного отношения к
национальным ценностям;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для
самореализации личности;
приобщение к основам мировой культуры и воспитание уважения к представителям других
народов;
формирование культуры межнациональных отношений учащихся;
воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания
необходимости сохранения культуры мира.

1

2

3

4

5

6

7

8

13.

Проведение
монито-
ринга и
социоло-
гических
опросов
среди
школь-
ников,
студентов
колледжей
и вузов по
выявлению
уровня их
толерант-
ности и
религи-
озности

МОН,
АДР

2014
год

1,858

РБ

Аналити-
ческий
отчет

14.

Включение
электив-
ного курса
«Казах-
станская
модель
межэтни-
ческой
толерант-
ности и
обществен-
ного
согласия»
в
образова-
тельные
программы
вузов

ВУЗы,
центр
изучения
межэтни-
ческих и
межкон-
фессио-
нальных
отноше-
ний АГУ
при
Прези-
денте
РК, НЭС
АНК

2013-
2015
годы

За счет средств вузов

Информация
в МОН

15.

Проведение
системных
исследо-
ваний в
сфере
межэтни-
ческих
отношений
и
молодежной
политики с
целью
адаптации
их
результа-
тов к
обучающим
программам
гуманитар-
ных
дисциплин
вузов

МОН,
центр
изучения
межэтни-
ческих и
межкон-
фессио-
нальных
отноше-
ний АГУ
при
Прези-
денте
РК, НЭС
АНК

2013-
2015
годы

В рамках 055 республиканской бюджетной
программы «Научная и (или)
научно-техническая деятельность»
подпрограмма 100 «Программно-целевое
финансирование» и подпрограмма 101
«Грантовое финансирование научных
исследований»

Рекомен-
дации

2.4. Правовое воспитание

Цель: совершенствование правовой культуры и правосознания и привитие осознанного
стремления к правомерному поведению
Задачи:
— формирование знания о Конституции Республики Казахстан, основ законодательства
страны, необходимости строгого соблюдения Конституции, законов и других правовых актов
государства, своей гражданской ответственности за личное поведение и поступки;
— формирование знаний правовой нормы, требований закона и процессов, происходящих в
правовой системе общества, своих прав и обязанностей, понимания социальной ценности
права, законности, личной роли в обеспечении последней, представлений о способах и
средствах борьбы с нарушениями законности;
— формирование соответствующего эмоционального отношения к праву, к закону, правам и
свободам других лиц, фактам нарушения законности, к деятельности государства и его
органов по установлению правопорядка в стране;
— формирование навыков и умений применять свои правовые знания в конкретных условиях
практической жизни и действовать в соответствии с требованиями правовой нормы и
закона;
— формирование психологической готовности человека совершенствовать в себе
положительные качества и преодолевать отрицательные, способности противостоять к
проявлениям нарушений закона.
16.

Исключена постановлением Правительства РК от 02.07.2013 № 674.

17.

Формиро-
вание
правовой
компетент-
ности,
нетерпи-
мости к
анти-
консти-
туционным
и анти-
обществен-
ным
проявле-
ниям на
занятиях
«Основы
права»
школьников
и
студентов
колледжей
и вузов с
привле-
чением
предста-
вителей
право-
охрани-
тельных
органов

Управ-
ления
образо-
вания
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы,
ВУЗы

2013-
2015
годы

Не требуется

Инфор-
мация в
МОН

18.

Изучение
избира-
тельного
законода-
тельства
Республики
Казахстан
в вузах

ВУЗы

2013-
2015
годы

Не требуется

Инфор-
мация в
МОН

19.

Взаимо-
действие
организа-
ций
образова-
ния с
родитель-
ской
обществен-
ностью,
неправи-
тельствен-
ными
обществен-
ными
организа-
циями,
средствами
массовой
информации
по
вопросам
правового
воспитания
школьников
и
студентов
колледжей
и вузов

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

Не требуется

Инфор-
мация в
МОН

20.

Рассмот-
рение
возможнос-
ти
создания
мультфиль-
мов для
разъясне-
ния статей
Конституции
Республики
Казахстан

МОН, МКИ

2013-
2015
годы

Не требуется

Внесение
предло-
жений в
ПРК

2.5. Формирование здорового образа жизни

Цель: воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у
обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как
ценности, физическое совершенствование
Задачи:
создание условий для реализации принципов здорового образа жизни;
усвоение школьниками и студентами принципов и навыков здорового образа жизни,
воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом;
сохранение и укрепление здоровья школьников и студентов, содействие правильному
формированию и всестороннему развитию организма;
популяризация спорта;
активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как
ценности;
формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, приобщение к
занятиям физкультурой и спортом, практическому участию в работе спортивных секций,
состязаниях и спортивно-массовых мероприятиях, а также в организации спортивных
соревнований;
повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья,
привлечение к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом
21.

Исследо-
вание
влияния
современ-
ных
досуговых
и развле-
кательных
форм на
социально-
психоло-
гическое
развитие и
здоровье
детей
(влияние
компьютер-
ных
клубов,
игровых
автоматов,
интернет-
ресурсов)

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

В рамках бюджетной программы 001 «Услуги
по реализации государственной внутренней
политики на местном уровне», местный
бюджет

Информация
в МОН

22.

Разработка
учебно-
методичес-
кого
пособия
«Профилак-
тика
наркомании,
алкоголиз-
ма и
табако-
курения»

МОН

2013-
2015
годы

90,864

РБ

90,864

РБ

90,864

РБ

Пособие

23.

Обеспе-
чение
доступнос-
ти
спортивных
объектов
школьни-
кам,
студентам
колледжей
и вузов
для
привле-
чения
школьни-
ков,
студентов
колледжей
и вузов к
массовому
спорту

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

В рамках бюджетной программы 003
«Проведение спортивных мероприятий на
областном уровне», местный бюджет

Информация
в ПРК

24.

Органи-
зация
оздорови-
тельных
меропри-
ятий для
школьни-
ков,
студентов
колледжей
и вузов с
привле-
чением
социальных
партнеров

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

За счет средств спонсоров

Информация
в МОН

25.

Расширение
сети
дворовых
спортивных
площадок и
секций

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

В рамках бюджетной программы 003
«Проведение спортивных мероприятий на
областном уровне», местный бюджет

Информация
в МОН

26.

Укрепление
материаль-
но-
техничес-
кой базы
детско-
юношеских
спортивных
школ

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

В рамках бюджетной программы 006
«Дополнительное образование для детей и
юношества по спорту», местный бюджет

Информация
в МОН

Итого по
годам

720,913

725,957

718,616

2.6. Поддержка инициатив молодежи

Цели: оказание помощи молодым людям в приобретении умений и навыков, развитии
способностей и качеств, необходимых для дальнейшего личностного и профессионального
развития, а также активное участие в общественной жизни в своем регионе
Задачи: развитие и поддержка инициативы молодых людей, способствование их успешной
самореализации и активному участию в жизни общества; содействие распространению
лучших практик и технологий молодежных проектов
27.

Разработка
алгоритма
взаимо-
действия
местных
исполни-
тельных и
представи-
тельных
органов с
учетом
интересов
и потреб-
ностей
молодежи

акиматы
областей
и г.г.
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

Не требуется

Информация
в ПРК

28.

Улучшение
работы
советов по
делам
молодежи
при акимах
всех
уровней с
привлече-
нием
депутатов
всех
уровней и
комитетов
по делам
молодежи
вузов

акиматы
областей
и г.г.
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

Не требуется

Информация
в ПРК

29.

Развитие
молодеж-
ного
волонтер-
ского
движения
как
одиного из
видов
социаль-
ного лифта
для
молодежи

МОН,
акиматы
областей
и г.г.
Астаны и
Алматы

2013-
2015
годы

Не требуется

Информация
в ПРК

3. Совершенствование (повышение квалификации) кадрового потенциала воспитательной системы
Индикатор: доля вожатых, социальных педагогов и психологов, прошедших повышение
квалификации от общего количества – 30 %.

Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических
работников образования.
Задачи:
внедрение новых информационных технологий и инновационных методов обучения в
традиционный образовательный процесс повышения квалификации и профессиональной
переподготовки кадров.
30.

Обобщение
передового
опыта
преподава-
телей
этно-
педагогики
для
рекомен-
дации
лучших
наработок в
воспита-
тельном
процессе

МОН,
центр
изучения
межэтни-
ческих и
меж-
конфес-
сиональ-
ных
отноше-
ний АГУ
при
Прези-
денте
РК,
НЭС АНК

2013-
2015
годы

Не требуется

Информация
в МОН

4. Информационно-пропагандистская работа

Цель: целенаправленное комплексное использование средств и методов информационного
воздействия
Задачи:
широкая пропаганда достижений страны;
использование средств массовой информации как средства разъяснения и пропаганды;
формирование навыков эффективного взаимодействия с информационной средой.

31.

Подготовка
теле- и
радиопрог-
рамм с
участием
ученых,
предста-
вителей
культуры и
искусства,
спорта,
педагогов,
ветеранов
войны и
труда,
посвященных
вопросам
норм морали
и
нравствен-
ности в
воспитании
подраста-
ющего
поколения

МКИ

2014-
2015
годы

В рамках 021 бюджетной программы
«Проведение государственной информационной
политики», республиканский бюджет

Теле- и
радио-
передачи

32.

Проведение
информа-
ционно-
пропаган-
дисткой
работы
среди
студенчес-
кой
молодежи в
рамках
подготовки
и
проведения
Всемирной
универсиады
2017 года

МОН,
АДСФК,
МКИ

2013-
2015
годы

Не требуется

Инфор-
мация в
ПРК

33.

Организация
ежегодного
республи-
канского
конкурса на
лучшее
освещение
достижений
в сфере
образования
и
воспитания
в
электронных
и печатных
средствах
массовой
информации

МОН

2013-
2015
годы

1,395

РБ

1,395

РБ

1,395

РБ

Информа-
ция в ПРК

34.

Создание
докумен-
тальных
фильмов о
достижениях
Казахстана,
о новой
истории
Казахстана

МКИ

2013-
2015
годы

В рамках бюджетной программы 021
«Проведение государственной информационной
политики», республиканский бюджет

Фильмы

Итого по
годам

1,395

1,395

1,395

Всего по
годам

735,625

740,503

734,049

Итого

2 210 177 000

Без рубрики