Ғылыми статья

Койлыбаева С.А.

Карагандинский государственный технический университет

Караганда, Казахстан

Колледж — основное звено многоуровневой системы подготовки конкурентоспособных специалистов

Глубокие перемены, происходящие в нашем обществе и в системе образования, предопределили необходимость качественной подготовки квалифицированных специалистов среднего звена на уровне требований внутреннего и международного рынка труда. Среднее профессиональное образование зани­мает значительное место в удовлетворении образо­вательных потребностей общества и государства. Техник — непосредственный организатор произ­водственного процесса на участке, резерв мастеров, бригадиров, руководителей пер­вичных производственных коллективов. Сегодня мы понимаем — без специалис­тов среднего звена, имеющих серьёзную теорети­ческую подготовку, владеющих функциональными практико-ориентированными умениями, не­возможно развивать наукоёмкое высокотехноло­гичное производство, осуществлять информа­ционное взаимодействие, требующее обслужива­ния вычислительной техники, разработки и под­держки автоматизированных систем. А ведь имен­но эти направления задают темпы развития про­изводства, обеспечивают экологическую безопас­ность технологических процессов, качество и кон­курентоспособность продукции и, следовательно, определяют уровень развития экономики и общества в целом, создают условия для вхождения в мировое постиндустриальное пространство. Изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Однако развитие Казахстанской системы образования происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного ее вхождения в мировое образовательное пространство. Профессиональное образование не в полной мере удовлетворяет потребностям личности, общества и решает проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации технических работников и специалистов среднего звена технического, обслуживающего и управленческого труда. Содержание образовательных программ среднего профессионального образования по уровням квалификации не соответствует принципам, указанным в Рекомендациях ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании, а также критериям программ Международной стандартной классификации образования (МСКО), 1997 г. Основными причинами такого положения в системе подготовки специалистов среднего звена являются:

— недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям и отсутствие должной мотивации к внедрению системы качества обучения;

— несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям;

— отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров, отток кадров, снижение материального стимулирования педагогического труда.

На понижение качества технического и профессионального образования влияют отрыв процесса обучения от производства, несоответствие материально-технической базы рыночным требованиям. В этих условиях привлечение социальных партнеров к оценке эффективности обучения создаст условия для качественной подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Актуальной остается проблема трудоустройства выпускников колледжа по специальности. В этой связи, проблема соответствия структуры спроса и предложения на рынке труда является одной из острейших не только для нашего региона, но и всей республики. Ее решение возможно путем всестороннего анализа текущих и потенциальных потребностей работодателей в рабочей силе, выявления дефицитных специальностей, прогнозирования спроса на трудовые ресурсы по наиболее перспективным направлениям развития экономики. Стабильный экономический рост Казахстана вызвал значительные изменения в структуре рынка труда, а также увеличение спроса на квалифицированных работников. Государство испытывает возрастающую потребность в кадровом обеспечении базовых отраслей экономики (горнодобывающая промышленность, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, строительство и транспорт). Потребность рынка труда в квалифицированных специалистах удовлетворяется за счет выпускников учебных заведений технического и профессионального образования лишь на 10-30%. На рынке труда Карагандинской области отмечается самая высокая, по сравнению с другими областями, нехватка квалифицированных работников – 5410 мест. В целях изучения и анализа востребованности специалистов в Технологическом колледже при КарГТУ разработаны анкеты для работодателей, в которых отражены вопросы о потребности специалистов на конкретном предприятии, способах кадрового обеспечения, сотрудничестве с колледжем по разработке учебных программ, повышении квалификации работников. По итогам анкетирования сделаны следующие выводы. Самыми востребованными специалистами являются выпускники специальностей: «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных строительных дорожных машин и оборудование», «Электроснабжение (по отраслям)». Современный период развития цивилизованного общества характеризуется процессом автоматизации и поэтому учащиеся специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» востребованы на производстве. Объектами профессиональной деятельности наших выпускников являются: автоматизированные системы управления технологическими процессами различных производств. Сохраняются устойчивые потребности в квалифицированных преподавателях специальных дисциплин и мастерах производственного обучения. В связи с этим в колледже в 2010-2011 учебном году открыта новая специальность «Профессиональное обучение (строительство)». Для современного этапа характерны чрезвычайно активные процессы устаревания и, соответственно, необходимости обновления знаний. К тому же отмечается заметная динамика социальных процессов: проявляется высокая мобильность граждан в социальном и географическом отношении. Изменение среды влечет за собой актуальность приобретения новых знаний, новых компетенций. Так, знания, полученные в колледже, уже не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Отсюда назревает потребность в дальнейшем повышении образовательного уровня и квалификации. Фундаментальной основой подхода к образованию должно явиться соблюдение принципов непрерывности, преемственности образовательных программ, направленных на развитие индивидуальных способностей, приобретение профессиональных навыков, расширяющих возможности дальнейшей самореализации личности. Колледж должен давать базовое профессиональное образование. Базовое профессиональное образование – это многоуровневое образование, которое содержит преемственность и последовательность: начального, среднего и высшего профессионального образования.Переход к многоуровневой системе базового профессионального образования продиктован интересами, как государства, так и личности. Многоуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения рабочей профессии учащийся может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование. Многоуровневая система позволит восстановить управляемость в системе взаимосвязей начального, среднего и высшего профессионального образования. Это повысит эффективность использования бюджетных средств и ответственность работодателей в прогнозировании перспективных потребностей в образовании кадров, существенно расширит их участие в финансировании подготовки кадров. Содержание профессиональных программ первого уровня предусматривает по завершении обучения присвоение достигнутого уровня профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по рабочей профессии. Содержание профессиональных программ второго уровня предусматривает овладение более сложными практическими навыками выполнения работ и предусматривает по завершении обучения присвоение повышенного уровня профессиональной квалификации. Содержание профессиональных программ третьего уровня предусматривает овладение знаниями и навыками связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью техника. Учебный план включает в себя три взаимодополняющих циклов учебных дисциплин. Общетехнические дисциплины — составляют теоретический цикл подготовки рабочих и специалистов. Их назначение:

— создание базы для изучения специальных дисциплин;

— самостоятельное освоение новой техники и технологии;

— формирование профессионально — личностных качеств;

— реализация взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

Специальные предметы, составляющие цикл теоретических дисциплин обеспечивают теоретическую подготовку учащихся по определенной профессиональной деятельности. Их назначение:

— теоретическая подготовка к профессиональной деятельности;

— создание теоретической базы производственного обучения;

— формирование профессиональных качеств будущих рабочих и специалистов;

— создание условий взаимосвязи теории и практического обучения;

— реализация функциональности теоретических знаний для овладения профессиональными компетенциями.

Третий учебный цикл — производственное обучение. Согласно последовательности применения дидактических принципов образования, он является завершающим процессом профессионального обучения на каждом уровне. В процессе производственного обучения проявляются склонности учащихся к определенному виду трудовых операций, выявляется у учащихся уровень владения теоретическими знаниями, на которых базируется практическая деятельность. Основное назначение производственного обучения:

— сформировать у учащихся на основе общетехнических и специальных знаний профессиональные компетенции в определенной сфере деятельности;

— выработать у учащихся профессионально — личностные качества;

— привить учащимся навыки культуры труда в определенной сфере деятельности.

Реализация многоуровневого набора образовательных программ даст возможность выпускникам колледжа продолжить обучение на 3 курсе ВУЗа по родственным специальностям.

Основные задачи колледжа:

— разработка сквозных (переходных) рабочих учебных планов профессиональный лицей- колледж, колледж-вуз позволяющих выпускникам колледжа продолжить обучение на 3 курсе КарГТУ по программам бакалавриата;

— психологическая подготовка молодого специалиста к самоопределению и самореализации в социуме;

— повышение квалификации и стажировка педагогических кадров на базах производственных практик.

Реализация данной системы образования в колледже должна обеспечить:

— получение качественной рабочей профессии;

— переход к принципу «образование для всех в течение всей жизни»;

— доступность и преемственность всех уровней образования;

-пполноценное, качественное конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;

— развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

— развитие научной и инновационной деятельности педагогов и учащихся.

Литература

  1. 1. Государственная программа развития образования республики Казахстан на 2010-2020 годы.
  2. 2. Осиленкер Л. Траектория карьеры – кривая смены профессий // Инновация в образовании. 2005 №6.
  3. 3. Мануйлов Ю.С., Шеек Г.Г. Освоение как феномен педагогическое практики: Материалы конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства». Н. Новгород, 2002.
  4. 4. Мякотина М.В. Организация взаимодействия в системе непрерывного образования. Профессиональное образование -2006-№8.
  5. 5. Образование без ограничения возможностей. Сборник научно-методических материалов по результатам экспериментальной деятельности. Москва 2007.
Без рубрики