Ғылыми статья


Методическая служба как система обеспечения качества образования

Койлыбаева С.А.

Карагандинский государственный технический университет, Караганда

Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагогических кадров обусловлена модернизацией системы образования, предъявляющей повышенные требования к образовательным учреждениям  в целом и профессионализму  педагогов в частности. Актуальным становится  вопрос  реализации компетентностного подхода, особенность которого в ориентации не на знания как цели и результат образования, а на формирование и развитие компетенций у учащихся. В условиях перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной меняются роль педагога и требования к его профессиональной деятельности. В документах, отражающих современную образовательную политику Республики Казахстан, подчеркивается, что образование как важнейшее средство общественного развития, актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности педагогов, выделяя их способность к самоорганизации, к самоуправлению, к совершенствованию своей деятельности посредством критического, творческого осмысления. Педагог новой формации  и стиля профессиональной деятельности должен обладать личностно-гуманной ориентацией (по идеям Амоношвили Ш.А., Караковского В.А., Роджерса К.), способностями системного восприятия образовательной реальности и системного действия в ней, свободной ориентацией в предметной области и владеть передовыми педагогическими и информационными технологиями (по Селевко Г.К., Третьякову П.И., Ямбургу Е.Н.). Анализ  современных требований  к осуществлению образовательной деятельности  и опыта работы учебного заведения и его ресурсных возможностей позволил выделить следующие противоречия между:

— заказом социума образовательному учреждению и возможностью осуществления данного заказа в рамках учебного заведения;

— потребностью  в педагоге с новым профессиональным мышлением, в его многофункциональной деятельности и недостаточностью его профессиональной компетентности;

— чисто формальной «ЗУНовской» ориентацией образования и потребностью социума в направленности на развитие функциональной грамотности и компетентностей личности;

— необходимостью системного взаимодействия всех составляющих социокультурной среды и недостаточной координацией  данной деятельности.

В формировании педагога с новым мышлением значительную роль играет методическая служба учебного заведения.

Вместе с тем анализ реального состояния методической работы и уровня профессиональной готовности педагогов  к происходящим изменениям  показывает несоответствие имеющихся показателей современным требованиям, которые выражаются в следующих аспектах:

— отсутствие комплекса нормативных документов применительно к системе методической работы;

— недостаточный уровень психолого-педагогических знаний большей части педагогического коллектива;

— слабый уровень методической подготовки молодых специалистов;

— недостаточный уровень информированности педагогов о новых подходах в образовании, новых технологиях;

— в отсутствии эффективной системы внешней и внутренней учебы педагогов;

—  в бессистемном характере работы с молодыми специалистами;

— в отсутствии должного уровня взаимодействия членов коллектива, команды единомышленников.

Следовательно,  вышеуказанные противоречия диктуют необходимость поиска и разработки новых форм, методов организации методической работы. Организация эффективной методической работы становится важнейшим направлением в деятельности учебных заведений начиная со школы  и заканчивая Вузами.

Необходимо создать целостную эффективную систему методической работы, как средства развития профессиональной готовности педагогов к реализации компетентностного и личностно-ориентированного подходов в подготовке конкурентоспособного  специалиста. Это возможно при создании таких условий, которые обеспечат самовыражение, самореализацию, самосовершенствование личности педагога, развитие его творческих способностей и будут способствовать сотрудничеству как с учащимися так с коллегами. Образовательный процесс может успешно осуществляться лишь на основе коллективных, согласованных действий педагогов-единомышленников во главе с руководителем учебного заведения.

Педагогический коллектив единомышленников – это коллектив с достаточно высоким уровнем интеграции, выражающимся во внутренней спаянности, гармоничном взаимодействии его членов, одобрения общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимного понимания и  симпатии. Для педагогов  такого коллектива  присущи характеристики:

педагогическое творчество как процесс постоянного поиска воплощения новых педагогических идей и технологий, направленных на обеспечение развития и саморазвития личности;

профессиональная компетентность, основными составляющими которой  являются:

  • коммуникативная компетентность — профессионально значимое, интегративное качество, выражающееся в эмоциональной устойчивости; экстраверсии; способности конструировать прямую и обратную связь; речевых умениях; умении слушать; умении награждать; деликатности, умении делать коммуникацию «гладкой». Коммуникативная компетентность — это, во-первых, личностное качество преподавателя, формирующееся в процессе развития и саморазвития личности; во-вторых, показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
  • информационная компетентность, включающая объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
  • регулятивная компетентность педагога, предполагающая наличие у него умений управлять собственным поведением. Он включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
  • интеллектуально —  педагогическую  компетентность, которую можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.
  • операционная компетентность определяемая набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно — методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Современному обществу нужны педагоги с развитым профессиональным мышлением, высоким уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, способностью к самосовершенствованию и дальнейшему образованию. Владение преподавателями  вышеуказанными  компетентностями  свидетельствует о его готовности к реализации нового подхода в образовании.

Исходя из такого понимания профессиональной готовности педагога, мы подходим к   необходимости функционирования в Карагандинском Государственном Техническом Университете и его структурном подразделении — Технологическом колледже эффективной системы методической работы, которая будет способствовать формированию профессиональной готовности  преподавателей  к реализации компетентностного подхода в подготовке конкурентоспособного специалиста.

Ожидаемым  результатом обновленной модели методической службы будет совокупность трех моделей:

  • модель педагогического коллектива единомышленников;
  • модель управления ростом профессионального и творческого развития педагогов на основе их научно-методической, инновационной и исследовательской деятельности;
  • модель обеспечения постановки в позицию субъектов образовательной среды колледжа родителей, научной и творческой интеллигенции, заинтересованной общественности.

Новым ориентиром в научно-методической работе становится процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирования деятельности самих педагогов путем самообразования, самоорганизации и саморазвития по овладению новыми компетенциями и развитию педагогического творчества.

Литература

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2007.

2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, 2010.

3. Государственная программа развития технического и профессионального образования   Республики Казахстан на 2008-2012 годы.

4. Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы

5. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие. Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

6. Меморандум об обучении в течение всей жизни, 2000.

7. Рекомендации ЮНЕСКО и МОТ. Техническое и профессиональное образование и подготовка для двадцать первого века, 2003.

8 .Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

9. . Фролов Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования // Вестник Московского городского педагогического университета. 2002. № 2 .

10. Студенкова Н.А. Профессиональное образование в условиях компетентностного подхода. Профессионал Казахстана. 2005. №5.

Без рубрики