Специальность 5В072900 —«Строительство»

1 Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В072900 — Строительство присуждается академическая степень бакалавра строительства.

Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалифика­ционным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защи­ты от 22.11.2002 г., № 273-П. Выпускнику бакалавриата по специальности 5В072900- Строительство разрешается работать в следующих должностях:

—   должности руководителей — мастер участка, начальник цеха (участка), производитель работ, мастер цеха, начальник смены, начальник хозяйственного отдела, начальник ремонтного цеха, начальник (заведующий мастерской);

—   должности специалистов — инженер-конструктор III категории, инженер-лаборант II категории, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов, инженер по качеству, инженер по комплектации оборудова­ния, инженер по надзору за строительством, инженер по наладке и испытаниям, инженер по научно-технической информации, инженер по нормированию тру­да, инженер по организации труда, инженер по организации управления произ­водством, инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по ремон­ту, инженер-технолог III категории, механик, техник, техник-конструктор, тех­ник-лаборант, техник по труду, техник-технолог;

—  должности руководящих, научных и технических работников, общие
для научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных
и изыскательских организаций: техник, лаборант, инженер-проектировщик Ш
категории.

2 Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В072900 Строительство

2.1 Сферой профессиональной деятельности могут быть следующие от­расли

Cтроительство, машиностроение, химическая, горнодобывающая, нефтя­ная, газовая, металлургическая промышленность.

2.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: стро­ительно-монтажные управления и организации, заводы по производству стро­ительных изделий, предприятия коммунального хозяйства, предприятия по экс­плуатации и ремонту строительной техники и оборудования, акционерные объединения по строительству.

2.3 Предметы профессиональной деятельности

Усилия специалистов направлены на организацию и проведение строи­тельно-монтажных работ, организацию и проведение работ по эксплуатации зданий и технического оборудования, проведение работ в научно-исследова­тельских организациях под руководством ведущих специалистов.

2.4 Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности 5В072900 — Строительство могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

—      производственно-управленческая — управлять коллективами, осущест­вляющими строительно-монтажные работы по возведению, эксплуатации и ре­конструкции зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования; по экс­плуатации и ремонту строительных машин, механического, электрического оборудования и средств автоматизации;

—      проектно-конструкторская — выполнять проектно-конструкторские ра-боы по строительству и реконструкции зданий и сооружений, инженерных сис­тем, механического и электрического оборудования и средств механизации;

—      организационно-технологическая — организовывать работу строитель­ных, муниципальных организаций и предприятий;

— научно-педагогическая — участвовать в выполнении научно-исследо­
вательских работ и вести научно-педагогическую деятельность в общеобра­
зовательных организациях.

2.5 Функции профессиональной деятельности

Организация и руководство процессом подготовки и осуществления стро­ительства, а также проектно-изыскательских работ.

2.6    Типовые задачи профессиональной деятельности
Строительно-монтажные, специальные, проектно-конструкторские и на­учно-педагогические работы.

2.7 Направления профессиональной деятельности

Проектирование, строительство и эксплуатация объектов гражданского,

промышленного, транспортного, коммунального назначения.

2.8 Содержание профессиональной деятельности

Производить расчеты элементов зданий и сооружений, оформлять тех­нические решения, участвовать в разработке технических заданий на строи­тельство и реконструкцию с учетом требований экологии и безопасности жиз­недеятельности, выполнять строительно-монтажные работы.

2.9 Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050729 — Строительство

Бакалавр должен иметь представление:

—    о научных, философских и религиозных картинах мироздания; о сущ­ности, назначении и смысле жизни человека; многообразии форм человечес­кого знания; духовных ценностях в творческой и повседневной жизни;

—    о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе; воз­можностях современных научных методов познания природы для решения естественнонаучных и профессиональных задач;

—    о сущности и социальной значимости своей будущей профессии, значе­нии дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, их взаи­мосвязи в целостной системе знаний;

—    о роли науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем, ценности научной рациональности;

—    о тенденциях развития архитектуры, объемно-планировочных, компози­ционных и конструктивных решений зданий и сооружений; перспективах гра­достроительства, планировки и застройки территорий;

—   о направлениях совершенствования технологии производства строитель­ных материалов и изделий, применении композитных материалов в строительстве;

—   об инженерных методах геодезических, гидрогеологических и экологи­ческих изысканий;

—   о тенденциях развития технологии возведения зданий и сооружений;

—   об основных проблемах водоснабжения и канализации, теплогазоснаб-жения и вентиляции зданий, объектов и населенных мест;

— о проблемах защиты окружающей среды, экологии и безопасности жиз­
недеятельности;

знать:

— основы архитектурного проектирования, современные типы конструк­
ций зданий и сооружений;

—  основные физико-механические свойства строительных материалов,
технологию их изготовления, методы повышения эффективности использова­
ния;

—  методы инженерных изысканий в строительстве;

—  основы создания систем водоснабжения и канализации, газоснабжения, вентиляции, электроснабжения зданий и населенных мест;

—  основные понятия, законы, методы инженерной механики;

—   происхождение, условия формирования, строение, состав и свойства грунтов оснований;

—   основы расчета и конструирования зданий и сооружений, инженерных систем;

—   состав и содержание проектной документации;

—   методы теоретических и экспериментальных исследований строитель­ных конструкций, грунтов оснований;

—    технологию, организацию, механизацию и автоматизацию строитель­ного производства;

—    основы экономической теории, экономику отрасли, менеджмент и мар­кетинг, учет и аудит;

—    вопросы охраны труда и техники безопасности, природоохранное зако­нодательство;

уметь:

—    использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к про­фессиональной деятельности;

—    вести беседу-диалог на государственном и иностранных языках, поль­зоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, состав­лять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

—    выполнять расчеты конструкций зданий и сооружений, их оснований и фундаментов, инженерных систем, в том числе с использованием современных программных продуктов;

—    разрабатывать проектные решения, отвечающие требованиям перспек­тивного развития отрасли, с использованием современных программных про­дуктов;

—    планировать ремонт и усиление частей зданий и сооружений, модер­низацию инженерных систем, сетей и оборудования;

—   анализировать производственно-хозяйственную деятельность своего
подразделения и/или всего предприятия, в том числе с использованием совре­
менных программных продуктов;

—   осуществлять контроль за технологической и трудовой дисциплинами;

—   пользоваться информационными технологиями для сбора информации и пакетами прикладных программ в решении проектно-конструкторских и произ­водственных задач;

—   оценивать техногенное воздействие строительства на экоструктуры;

—   оценивать и контролировать качество строительно-монтажных работ;

— осуществлять приемку-сдачу выполненных работ;
иметь навыки:

—   владения государственным языком и языком межнационального обще­ния; лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных язы­ков;

—   по основам производственных отношений и принципам управления с учетом технических, финансовых, психологических и человеческих факторов;

—   работы с программными продуктами, современными информационными технологиями поиска, сбора, обработки, анализа и хранения научно-техничес­кой информации;

—   владения архитектурно-строительной, специальной и научной терми­нологией;

—   работы с основными нормативными и справочными документами по расчету, проектированию строительных конструкций, оснований зданий и со­оружений, систем теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и канали­зации, организации строительного производства;

—   использования современных методов обследования и испытания строи­тельных материалов, конструкций и сооружений;

—   быть компетентным в вопросах строительства, архитектуры, инженер­ных систем, менеджмента, экономики, защиты окружающей среды.

3 Требования к уровню образованности выпускников

3.1 Требования к общей образованности

Первый уровень — уровень возможности. Он фиксирует возможности в усвоении конкретных дисциплин и в целом вузовской программы, которые вуз обязан предоставить обучающимся. Достижение этого уровня должно быть обеспечено содержанием учебников, учебных пособий, а также соответствую­щим качеством преподавания и соответствующей учебно-лабораторной базой.

Второй уровень — уровень обязательной подготовки. Он определяет ми­нимум знаний, умений, навыков и компетенций, который должны достичь обу­чающиеся по завершении обучения, то есть нижнюю допустимую границу результатов высшего образования как по содержанию, так и по минимальному объему.

3.2 Требования к социально-этической компетенции

Знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.

3.3 Требования к экономическим и организационно-управленческим ком­петенциям

Умение владеть коммерческой, финансовой, административной функция­ми управления; навыками ситуационного анализа, анализа рынка сбыта, эконо­мическими методами управления (коммерческий расчет, формирование финан­совой политики, программно-целевые методы управления организацией), мето­дами моделирования экономических процессов, оценки экономических проек­тов, профессиональным подходом к исследованию основных проблем в сфере управления экономикой и производством

3.4 Требования к профессиональной компетенции.

Способность строить и использовать модели для описания и прогнозирова­ния различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

3.5 Требования к готовности смены социальных, экономических, профес­сиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей

Методически и психологически должен быть готов к видам и характеру

своей профессиональной деятельности в условиях нарастающего динамизма перемен и перед вызовами современной ситуации.

3.6 Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин Выпускники должны владеть объемом знаний социально-гуманитарных дисциплин, основными принципами правового государства, историческими за­конами развития общества; владеть государственным и иностранными языками, философскими концепциями становления и развития науки, современными методологиями экологического мониторинга, операционными системами уп­равления базами данных и компьютерного проектирования.

Требования к образованности по циклу базовых дисциплин Выпускник должен владеть объемом знаний по базовым дисциплинам, определяющим уровень подготовки специалистов по естественнонаучным на­правлениям, циклу общетехнических дисциплин, дисциплин общестроительно­го профиля, основам экономики и управления.

Требования к образованности по циклу профилирующих дисциплин Выпускник должен владеть объемом знаний дисциплин, определяющих профессиональную  деятельность   специалиста,  предусмотренных  учебными планами и программами подготовки.

Без рубрики