scientific article

С.А. Койлыбаева, Б.М. Асанов

Технологический колледж при КарГТУ

Использование элементов новых педагогических технологиЙ на уроках специальных дисциплин

Баяндамада қазіргі заман талабына сай оқыту әдістерін арнайы пәндерді жүргізгенде қолдану мәселесі қарастырылды. Ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану арқылы қол жеткізген жетістіктер әңгімеленді.

The paper deals with the opportunity drawing of every student into education process using the informational communication technology.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

– грамотно работать с информацией;

– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс возможен при личностно-ориентированном обучении, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса; которое способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в личностно-ориентированном обучении позволяет: решить задачу гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Internet; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач [3]. Новые информационные технологии, как отмечает американский методист Ричард Элан Смит, являются средством реализации методической идеи. Компьютер можно рассматривать как средство индивидуализации обучения. В системе технического и профессионального образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты, программы тестирования и т.п. На уроках специальных дисциплин Технологического колледжа при КарГТУ применяется обучение с помощью видеопроектора. Преподавателями создаются слайд лекции, с помощью которых учащимися качественно осваивается учебный материал. Демонстрируются видеофильмы описывающий рабочий процесс оборудования или агрегата. Для проверки знаний учащихся используется компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование позволяет учесть и исправить недостатки традиционных приемов проверки усвоения материала. Преимущества электронного тестирования:

– проведение теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся, что невозможно, например, при устном опросе;

– учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, как при некомпьютерном варианте проверки, когда для него оценка теряет свою актуальность;

– выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и учащегося.

По результатам первого пробного тестирования в группе КЭД-07, проходной балл набрали всего 47% учащихся, средний балл по группе составил 42,6. Анализируя недостаточные результаты проведенного первого пробного тестирования, преподаватели колледжа пришли к выводу – о необходимости изменения форм, методов контроля знаний учащихся и целесообразности использования ИКТ. Оптимально тестирующая программа MyTest была выбрана среди нескольких аналогичных программ, так как имеет различные режимы тестирования, простата ввода данных и редактирования, возможность распознавания казахских шрифтов.

Особенности этой программы: не требует специальной установки, данные можно хранить на съемных носителях, вся информация для обработки и вывода тестов хранятся в одной папке.
На рисунке показано рабочее окно тестовой программы MyTest, которая используется на уроках специальных дисциплин в колледже.
Вверху на правом углу окно редактирования, где задаются различные режимы тестирования, вводятся данные. Данные можно вводит в виде графиков, рисунков, схем и т.д. Главное преимущество программы простата ввода данных. За короткий срок удалось ввести в программу около 1500 тестовых заданий. По окончании ввода данных устанавливается защита от взлома и несанкционированного доступа.
Модуль тестирования расположен в этой же папке. Тестирование проводится на русском и на казахском языках в следующей последовательности: запускаем модуль, вводим пароль, начинаем тестирование. По окончании тестов выводится результат, оценка и время тестирования.
С целью подготовки и сдачи НОКа учащихся группы КЭД-07 был разработан комплект тестовых задании с учетом требовании НОК. Разработанный комплект тестовых заданий был обработан программой тестирования MyTest, и дальнейший контроль знания учащихся проходил в электронном виде. Данная система контроля позволила: выявить зоны затруднений каждого учащегося, приобрести навыки работы с тестовыми программами, сократить время проверки знаний. Выявленные зоны затруднений были проанализированы и отработаны каждым учащимся совместно с преподавателями.
Итогом данной формы подготовки была успешная сдача НОКа учащимися, проходной бал набрали 92% учащихся, средний бал составил 66,6.
Программа MyTest имеет дополнительные возможности. Так модуль «Журнал тестов (MyTestServer)», обеспечивает централизованное управление процессом тестирования. При наличии компьютерной сети организуется централизированный сбор и обработка результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются преподавателю. Преподаватель оценивает и анализирует их в любое удобное для него время. Так же с помощью сети организуется раздача тестов учащимся, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.
С помощью программы MyTest, организуется межсессионный контроль знаний сразу в нескольких группах в один день в учебных аудиториях, где имеется достаточное количество персональных компьютеров и локальная сеть. Это позволяет:
– сэкономить время преподавателей и учащихся;
– учет времени работы каждого учащегося с тестовыми вопросами;
– осуществить контроль со стороны администрации за качеством проведения экзаменов (экзамены проводятся в один день и имеется электронный отчет тестов каждого учащегося);
– улучшить санитарно-гигиеническую обстановку в учебном корпусе и т.д.
ИКТ также успешно применяется во время курсового, дипломного проектирования, при сдачи отчетов по практике и при выполнении лабораторно-практических занятий. Преподаватели колледжа разрабатывают и активно используют электронные учебные средства, пособия, компьютерные задачники, практикумы, лабораторные работы, педагогические программные средства. В электронную форму переведены большинство используемых на практике методических разработок.
Создание информационной среды любой предметной деятельности как результат развития средств информатизации, информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий приведет к кардинальному переосмыслению целей, содержания, форм и методов подготовки специалистов на новом современном уровне [5].

Список литературы:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
4. Студенкова Н.А. Профессиональное образование в условиях компетентностного подхода. Профессионал Казахстана, . №5, 2005.
5. Балыкбаев Т.О. Информатизация послесреднего и вузовского образования, направленная на формирование поликультурнорй личности будущего специалиста. Образование, №5, 2009.

Uncategorized