ПАМЯТКА КУРАТОРУ


«Никто не становится хорошим человеком случайно»
Платон

ПАМЯТКА КУРАТОРУ
Адаптация студентов младших курсов к продуктивной учебной деятельности

Не вызывает сомнения тот факт, что хорошо продуманная работа со студентами в период их вузовского становления способна, подобно предпосевной подготовке саженцев, принести наиболее ощутимые плоды в деле формирования подлинного мастера своего ремесла.

Как часто бывает, молодые, не умудрённые жизненным опытом юноши и девушки попадают со школьной скамьи в иную учебную среду и, не в состоянии эффективно адаптироваться к новому режиму – более самостоятельному, с противоречивыми мотивациями – перестают стремиться к лучшему и выбирают себе приоритеты, далёкие от профессионально ориентированных.

Из этого следует, что наиболее важный акцент в работе со вчерашними учениками целесообразно сделать именно на содействии их адаптации к продуктивному обучению в вузе.

Сразу же встаёт целая серия вопросов: а в чём заключается такое содействие, каково его практическое содержание, с чего следует начинать и в какой последовательности реализовывать? И вообще, кто возьмёт на себя главное бремя забот в столь немаловажном комплексе мероприятий?

Ответы на подобные вопросы напрашивается сам собой, естественно это кураторы, потому что именно они являются теми, кому дано шире других охватить жизнь студента, значит именно куратору по силам добиться наивысших успехов в «вузификации» младшего учебного звена.

В интересах каждого куратора найти такие методы и приёмы работы, которые бы гарантировали в сложившихся обстоятельствах максимум эффекта при минимуме затрат.

Практика показала, что первым, наиболее рациональным шагом в данном направлении послужит сбор образовательно-значимой информации по каждому подопечному.

Самым непринуждённо-естественным способом сбора служит письменный опрос в конце первой ознакомительной встречи с вверенным коллективом.

В начале куратор представляется, рассказывая о себе как о части общевузовской команды педагогов, которому доверили помочь студентам готовиться к серьёзной взрослой жизни. Затем доводит свои контактные данные, по которым с ним можно связаться. Вкратце упоминается личный опыт становления в роли студента, свои этапы профессионального роста, яркие эпизоды из биографии людей, чьи имена связаны с жизнью образовательного учреждения.

Далее подопечным доводится спущенная свыше организационная информация (обычно она раздаётся распечатанной и выборочно комментируется куратором).

При этом детального раскрытия заслуживают пункты:

как ориентироваться в месторасположении учебных объектов и аудиторий;

где размещены стенды с расписанием и как правильно с него считывать все необходимые сведения;

где закреплены стенды с базовой и обновляемой информацией для студентов;

как в вузе (на факультете, кафедрах) организованы режимы посещаемости, отчётности и контроля;

какие наиболее типичные ошибки совершают в учебной деятельности студенты-новички, и какое разумное отношение имеет смысл проявлять к разным элементам учебного процесса.

Не вдаваясь в изобилие подробностей (всё таки данная встреча – не последняя), желательно помнить, что кроме Вас этих питомцев ещё многократно «проинформируют» не только остальные педагоги, но и старшекурсники. Причём последние нередко представляют сведения, снижающие стремление к прилежанию. Указанное обстоятельство также заслуживает упоминания на первой встрече.

В завершение каждому присутствующему выдаётся анкета студента-первокурсника, которую необходимо заполнить, по возможности не пропуская ни одного пункта, а также вписать информацию по родителям:

фамилия, имя, отчество родителей;

дата рождения родителей;

место работы и должность родителей;

контактные данные (все телефоны, эл. адреса, местожительство).

Периодически, например, в начале семестров, персонально уточняются контактные данные, а также семейное положение, данные по родителям и трудоустроенность.

Заполненные листки скрепляют степлером, или хранят в отдельной папке, и переносят данные в рабочий журнал куратора. Отныне куратор вооружён своеобразной информационной матрицей, позволяющей ему:

оперативнее оповещать каждого о предстоящих событиях и изменившихся планах;

заблаговременнее уведомлять о задолженности или потребности в дополнительной учебной работе;

квалифицированнее подбирать кандидатуры для различных поручений и назначений;

корректнее формулировать аргументы и доводы в групповой и индивидуальной работе;

адекватнее определять приёмы педагогического воздействия на конкретную личность.

Кстати, квалифицированно подобранный староста группы способен стать надёжным помощником в информировании потерявших связь, а также в уточнении изменяющихся личных данных.

В ходе последующих встреч основные силы куратора сосредотачиваются на решении двух задач:

быстро довести необходимую студентам информацию, добиваясь от каждого из них адекватного понимания и правильного исполнения;

содействовать развитию здорового культа учения.

Первая из задач предполагает наличие заготовленного бланка, в котором чётко фиксируются кому, когда и что было доведено лично (при необходимости – под запись, либо в печатном виде, в важных случаях – под подпись в бланке).

Вторая задача – выступает наиглавнейшей миссией куратора, невозможной без целенаправленной подготовки к каждой встрече с подопечными.

Ключевая роль в этой подготовке отводится организации адресного информационно-психологического воздействия. Это предполагает:

регулярный сбор сведений по успеваемости и посещаемости (в т.ч. опозданиям);

выявление лучших и худших по обеим номинациям (как критериям прилежания);

составление тезисов речи, в которой будет отражено подведение текущих или завершающих итогов.

Исходя из закономерностей усвоения информации, куратор направляет восприятие слушающих в конструктивное русло следующими методами:

начинает с негатива, заканчивает позитивом;

дав кому-то негативную оценку, приводит конкретную рекомендацию по исправлению;

самую нужную информацию излагает трижды – полно, в примерах и сокращённо;

исключает сам и резко пресекает других в любой насмешке над учёностью или над прилежными;

дипломатично иронизирует, а также культурно затрагивает самолюбие, шутит в адрес халатных и нерадивых.

Спустя месяц-полтора после образования группы уместно провести небольшой тест-игру: «Напишите на выданных листочках три фамилии в столбик. Сверху – свою, под ней – того из группы, с кем пошёл бы в разведку, а ниже – с кем в разведку бы не пошёл».

Если анализ собранных листков покажет, что в группе лидерством завладели лица с халатным отношением к учению или (ещё хуже) чаще всего отвергаются наиболее прилежные, значит, всю дальнейшую работу надо сфокусировать на разносторонней нейтрализации халатности у первых и на осторожном, но многогранном возвышении авторитета вторых.

В указанной деятельности куратору можно предложить испытанный временем арсенал поощрений и взысканий: запись в специально заведённые карточки замечания, выговора, строгого выговора, официального предупреждения о вероятности отчисления, а также благодарности, похвальной грамоты, направление благодарственного письма родителям, вручение памятного сувенира, ходатайство перед руководством о вручении диплома, ценного подарка.

Не менее значимым для каждого воспитуемого выступает воздействие на него в коллективе и через коллектив. В качестве примера приведём некоторые приёмы реализации данного ресурса.

■ Отчитываемого за халатность (нарушения) студента просят встать и в присутствии его товарищей ответить на вопросы – сначала на предмет его осведомлённости, знает ли он точно, по каким дисциплинам и темам отстаёт, где имеет пропуски, сколько плохих отметок получил за прошедший период (что конкретно он нарушил, и какие последствия наступили и могли наступить). Затем – как это совмещается с его убеждениями и взглядами на жизнь, чем он оправдывает свою личную незрелость в поступках. Потом – можно ли считать, что этих оправданий нет у его товарищей. Конечный вопрос: насколько взрослым и волевым может считать себя тот, кто прикрывается такими оправданиями? При этом куратор активно направляет внимание слушателей, подсознательно формируя коллективное неодобрение учебной халатности.

■ Поднятого при всех повторно нерадивого студента (нарушителя) в следующий раз уже лицом к коллективу проводят более кратко по той же последовательности вопросов, а затем предлагают новые: на что он рассчитывает при худшем стечении обстоятельств; как планирует вступать во взрослую жизнь; зарабатывать на хлеб; за чей счёт будет жить, если его устойчивая халатность (склонность к нарушениям) сохранится и дальше. Для усиления эмоционального воздействия слова «халатность», «нерадивость» незаметно перемежаются в речи куратора яркими контекстуальными синонимами. Например: безволие, бесхребетность, сползание в пропасть, беспринципность, инфантилизм, незрелость, дилетантство, детсадовская логика, доморощенность, завышенное самомнение и др.

■ В другой раз нерадивый уже не поднимается, но членам коллектива предлагают поочерёдно высказаться по серии вопросов: насколько безнадёжен данный студент; может ли кто из присутствующих поклясться, что эти поступки не повторятся и не станут ещё хуже; верит ли кто-нибудь, что из него получится завтрашний хозяин Казахстана. В конце обсуждения выносятся на голосование варианты коллективного решения: записать взыскание, дать испытательный срок, закрепить наиболее прилежного на короткий период, завести учебный дневник, представить ответственному преподавателю календарный план погашения задолженностей, написать на его имя заявление, скреплённое личной подписью, с указанием взятых на себя обязательств. Для повышения психологической значимости события в ходе собрания ведётся официальный протокол.

■ Крайне полезно внесение в процесс учения элементов соревновательности. Для этого при подведении итогов оглашается рейтинг прилежания (сначала называют самый слабый, а в конце – самый сильный результат). Простой способ подсчёта рейтинга – суммированием всех полученных оценок с вычитанием штрафных баллов за каждый пропуск (- 5), за каждое опоздание (-2) и за каждое взыскание (-10). Первые места отмечаются как предоставлением соразмерных поощрений, так и в устной форме.

■ Постоянно помня, что в конце встречи должен звучать позитив, собрание завершают чествованием и награждением передовиков учения и общественной жизни, рассказом об их дальновидных шагах и морально-деловых качествах, поздравлением именинников, приятными известиями.

Поскольку актуальным слагаемым профессионализма выступает ЗАБЛАГОВРЕМЕННОСТЬ, куратору необходимо отслеживать халатных на самых ранних стадиях, пока негативные изменения не закрепились глубоко.

При этом нет нужды «бороться из последних сил» за оставление нерадивого в рядах студентов: статистика свидетельствует, что среди таких лиц немало склонных избегать ответственности любой ценой, а потому более востребованных в специальностях без высшего образования. На этом также следует остановиться в ходе коллективных собраний.

Таким образом, заблаговременные сбор, обработка и изложение адресной информации, а также целенаправленное содействие здоровому культу учения являются в настоящее время серьёзным гарантом результативной адаптации младшекурсников к продуктивному профессиональному образованию.

Без рубрики