Курсы повышения квалификации «Развитие критического мышления с использованием ИКТ в контексте трехъязычного образования»


Отчет о проведении курсов повышения квалификации

«Развитие критического мышления с использованием ИКТ

в контексте трехъязычного образования»

1-5 апреля 2019 года в Карагандинском государственном техническом университете (г. Караганда, Казахстан) были проведены  курсы повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей колледжей и школ РК.

  1. Общая информация о семинаре

Курсы повышения квалификации как одна из форм освоения прогрессивного опыта, направлены на повышение эффективности преподавательской деятельности. В процессе повышения квалификации педагогов были решены задачи, связанные  с развитием профессиональных  компетенций, преодолением профессиональных стереотипов, развитием творческой активности преподавателей и обучающихся.

В этой связи значимость проведения курсов повышения квалификации «Развитие критического мышления с использованием ИКТ в контексте трехъязычного образования», на котором обсуждались вопросы внедрения интерактивных технологий, представляющих собой приоритетные направления, подходы, методы и приемы обучения, не вызывает сомнения.

 Организаторами семинара выступили кафедра русского языка и культуры и  Институт повышения квалификации Карагандинского государственного технического университета.

Основные цели курсов ПК:

  • совершенствование и повышение профессиональной компетентности преподавателей вузов и учителей колледжей и школ;
  • получение новых профессиональных знаний, расширение спектра педагогических умений и навыков посредством изучения опыта внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения;
  • приобщение к мировой и отечественной методике преподавания дисциплины, включение новаторского опыта в процесс преподавания.

Участниками курсов явились 27 преподавателей системы высшего и среднего специального образования. Среди них представители  Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова,  Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамбетова, Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, политехнического колледжа корпорации «Казахмыс» г. Балхаша,   г. Караганды.

В работе семинара приняли участие:

—  Мухамедиев Хафиз Сихуатович, кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры казахского и русского языков КазНИТУ им. Сатпаева;

— Какжанова Фарида Айдархановна, Президент Ассоциации учителей английского языка г. Караганды,  ассоциированный профессор КарГУ имени Е.А. Букетова;

— Савченко Таисия Тимофеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры КарГТУ.

  1. Содержание курсов

Курсы повышения квалификации «Развитие критического мышления с использованием ИКТ в контексте трехъязычного образования» были направлены на реализацию следующих задач:

  1. Знакомство слушателей курсов повышения с ведущими специалистами в области трехъязычного образования, их методикой работы;
  2. Обмен опытом участников и слушателей курсов по вопросам внедрения новых технологий в процесс преподавания языков;
  3. Распространение передового методического опыта в преподавании языковых дисциплин.

В рамках курсов ПК обсуждались следующие вопросы:

  • исследование проблем трехъязычного образования на разных ступенях системы образования;
  • изучение зарубежного и отечественного опыта трехъязычного образования;
  • использование возможностей современных образовательных технологий;
  • внедрение новейших педагогических и информационных технологий в процесс преподавания языковых дисциплин;
  • расширение и пополнение фонда и электронной базы учебно-методической, научной, справочной и другой литературой, мультимедийными материалами и др.

 

Модераторами первого дня курсов повышения квалификации выступили   Савченко Таисия Тимофеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры КарГТУ, и Тажибаева Сауле Мухажановна, преподаватель кафедры русского языка и культуры КарГТУ.

Савченко Т.Т.  выступила с актуальными темами:

  • Критическое мышление как современная проблема развития личности;
  • Особенности критического мышления при обучении языкам.

В рамках обсуждения данных тем модератором были подробно и наглядно разъяснена сущность новой технологии на конкретных примерах из практики преподавания русского языка. Были даны исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы участников и ряд полезных советов начинающим преподавателям.

В практической части мероприятия Тажибаева С.М. ознакомила слушателей с интегративным подходом   к обучению русскому языку в техническом вузе. Участники и слушатели курсов приобрели ценные навыки по активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию критического мышления в процессе применения данного подхода.

 

Второй день семинара был продолжен в областной  специализированной школе-интернате  для  одаренных  детей № 2  им. Н.Нурмакова, в которой осуществляется уровневое обучение языкам (казахскому, русскому и английскому) с применением новых образовательных технологий.

Ведущими учителями-практиками были проведены интегрированные занятия, продемонстрированы новые методики,  применяемые в образовательном пространстве.

Основные направления работы школы:

  1. Внедрение интерактивных технологий обучения в учебный процесс, их популяризация и продвижение в системе общего среднего образования;
  2. Проведение научных экспериментальных исследований в процессе обучения языкам учащимся в сфере трехъязычного образования.

Учителями школ Темировой А.А., Цемох С.М., Альменовым Е.А. были продемонстрированы новые методики интенсивного изучения дисциплины на основе интерактивных технологий, предполагающих повышение коммуникативных и  предметных знаний обучающихся.

Посещение занятий слушателями курсов привело к заключению, что учебный процесс в специализированной школе осуществляется через творческий подход к обучению: познавательные игры, интеллектуальные марафоны, дискуссии, создание проблемных ситуаций, использование мультимедийных ресурсов. Учителями школы активно используются современные образовательные технологии: компьютерные средства, цифровые образовательные ресурсы, при этом данные современные методы обучения были направлены не только на качественное усвоение учащимися материала, но и развитие у них критического мышления.

 

Модератором третьего дня работы курсов выступила Какжанова Фарида Айдархановна, Президент Ассоциации учителей английского языка г. Караганды,  ассоциированный профессор КарГУ имени Е.А. Букетова с темами:

  • Применение метода критического мышления при обучении иностранного языка в учебном процессе;
  • Использование технологии развития критического мышления через ИКТ на занятиях английского языка.

В ходе обсуждения данных тем участвовали не только специалисты английского языка, но и другие преподаватели языковых дисциплин. Инновационные технологии, которые демонстрировались модератором, активизировали слушателей курсов  к творческому поиску, развивали способности анализировать, принимать решения в различных проблемных языковых ситуациях.

Модератором четвертого и пятого дней работы курсов ПК выступил

Мухамедиев Хафиз Сихуатович, кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры казахского и русского языков КазНИТУ им. Сатпаева с темами:

  • Виды аналитической работы с учебной информацией;
  • Влияние критического мышления на повышение профессионального роста педагога.

По мнению модератора, аналитическая работа обеспечивает реализацию интеллектуализации учебной деятельности, внедрение в учебный процесс технологии критического мышления и  выполнение следующих целей обучения языкам:

  • развитие мыслительных навыков и совершенствование языковых компетенций;
  • возможности изучения языков через применение различных интерактивных технологий;
  • интеграция методов и приемов обучения, применяющихся в мировом образовательном пространстве.

Выступающим было справедливо отмечено, что в связи с тем, что изменились условия образовательного процесса, должны меняться и подходы к образованию в целом. По мнению модератора, новые технологии обучения представляют совокупность наиболее рациональных способов научной и методически обоснованной организации преподавательской деятельности, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. В ходе выступления были изложены интересные факты  о внедрении новых технологий и мировых практик преподавания в процесс обучения языкам.

 

В завершении курсов повышения квалификации выступила доцент Оспанова Бикеш Ревовна, заведующая кафедрой русского языка и культуры КарГТУ.

Она отметила, что результаты курсов повышения квалификации позволили  представить современную казахстанскую модель трехъязычного образования. В данной модели должен учитываться передовой опыт как зарубежных специалистов, так и отечественных, применяться метод альтернативного методического обмена.

В выступлении Оспановой Б.Р. было отмечено, что в современных условиях вузовского и среднего образования внедрение  в образовательный процесс новых технологий создает фундамент для становления языковой личности, уровень сформированности которой во многом обусловливает позитивный характер творческой самореализации будущих специалистов, их конкурентоспособность и социальную мобильность.

По итогам курсов повышения квалификации все слушатели и участники  получили сертификаты и удостоверения повышения квалификации в объеме 72 часов.

 

Без рубрики