ОТЧЕТ о поездке в университеты Питтсбурга и Олбани (США)

Докладчик: Куликов В.Ю.

(Слайд 1)

ОТЧЕТ о поездке в университеты Питтсбурга и Олбани (США) с 7.06.2016 по 17.06.2016 г.

 (Слайд 2) В составе делегации посетил Университет Питтсбурга (QS 113), Университет Карнеги Меллон (QS 62), Университет Олбани (QS 601-650), Политехнический институт Ренселера (QS 356). В составе делегации были отвественный секретарь МОН РК Рахимжанов А.М., проректор по учебной работе КазНУ им. Аль-Фараби Ахмед-Заки Д.Ж., зав. кафедрой ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Сабитов Е.

 (Слайд 3) Была прочитана лекция о системе высшего образования в США.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Учебные заведения в США можно разделить на государственные и частные.

Финансирование государственных осуществляется за счет средств штата; как правило, число учеников там несколько больше, нежели в частных, но и стоимость обучения обычно ниже. В каждом штате есть как минимум один государственный университет или колледж.

Частные учебные заведения существуют за счет платы за обучение, различных грантов и пожертвований; кроме того, влиятельные и состоятельные выпускники также часто стараются поддерживать свою «альма матер».

Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности и в зависимости от этого может быть открытой, конкурсной и селективной. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам на способности и за знания, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении.

Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут «самораспределиться». Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен, что объясняется необходимостью оплачивать обучение.

После окончания школы продолжить обучение можно в колледже, институте или университете; при небольшом упрощении эти понятия можно считать синонимами – университеты отличаются большим количеством студентов и несколько более расширенной программой степеней по сравнению с колледжами, которые, как правило, ограничиваются предоставлением степени бакалавра.

Высшее образование в США включает в себя три степени – бакалавр (bachelor`s degree), магистр (master`s degree) и доктор (doctor`s degree).

Для получения степени бакалавра срок обучения составляет, как правило, четыре года. Обучение на диплом бакалавра в США называется undergraduate; наиболее распространенными в США бакалаврскими степенями являются научная (bachelor of science degree) и гуманитарная (bachelor of arts degree).

В случае обучения по двухлетней программе (например, в так называемых community college) студент получает associate (ассоциированную степень); обладатель данной степени может продолжить обучение на получение степени бакалавра, и в этом случае его два года обучения будут зачтены (студент переводится на третий год обучения). Подобный способ интересен также тем, что стоимость обучения в community college относительно невелика.

Диплом магистра (graduate) – следующая степень после бакалавра; срок обучения составляет обычно от одного до трех лет. Так же как и бакалавриате, существуют научная и гуманитарная степени магистра, а также Ph.D. degree –доктор философии.

Докторскую степень (postgraduate education) предстоит получить тем, кто хочет стать врачом, преподавателем колледжа или университета или, например, адвокатом, либо заниматься в дальнейшем различными исследованиями. Получение докторской степени подразумевает в итоге написание и защиту диссертации. Срок обучения зависит от выбранной специальности, но составляет, как правило, не менее пяти лет после получения диплома бакалавра.

 Американские вузы отличаются не только достаточно гибкой системой выбора интересующих предметов, но и возможностью достаточно простого перехода из одного учебного заведения в другое после окончания определенного курса.

 Учебный год, как правило, начинается в конце августа – начале сентября и длится до мая-июня; летние каникулы более продолжительны, также есть небольшие перерывы для отдыха зимой (Рождественские) и весной.

В США огромное количество учебных заведений различного уровня, названных в честь различных политических деятелей, видных исторических личностей, или просто людей, пожертвовавших средства на создание или работу этого заведения.

Существуют порядка 4500 вузов в стране. В течение семстра студенты имеют от 15 до 21 кредита. Авккредитация программ важна и возникала в частном пордке. Есть нарекгиональном уровне (ассоциация среднезападных штатов, колледжей и вузов) и специализированные (комитет инженерных наук и технологий).

 (Слайд 4) Университет Питтсбурга.

Университет основан в 1787 году. В первую очередь знаменит медицинскими исследованиями. В составе университет 16 факультетов.

Мы посетили институт инноваций.

В 1980 году Конгрессом США был принят закон Бэйа-Доула, по котрому университеты впервые получили возможность оформлять патенты на изобретения в ходе научных исследований и получать за них авторские отчисления. 2% патентов США приходятся на университеты (из них 16 % медицина, 9 % фармацевтика).

Ранее студенты хотели работать в крупных компаниях, сейчас они больше готовы к риску и хотят открывать собственное дело. Университет должен готовить к предпринимательсой деятельности.

Университет подает до 300 заявок на изобретение в год входит и в десятку по этому показателю в США. 80 % составляют заявки в области фармацевтики, нформатики, медицины.

В институте инноваций имеется курс «Экономическое создание собственных предприятий». Бывают случай, когда преподаватели и студенты, которые прослушали этот курс, отказываются от идеи создания старапа.

Для тех же, кто идет дальше проводятся конкурсы, призы составляют от 10 тысяч до 150 тысяч долларов. 5 % Университет от стартапа берет себе. Налоговые льготы  стартапам иногда предоставляют местные власти штата.

Ученый может тратить один день в неделю на консультирование собственной компании с сохранением заработной платы; академический отпуск до двух лет.

Грант на исследования именной, его профессор может забрать с собой в другой университет.

(Слайд 5-6) Научный центр мироскопии.

Центр создан для привлечения ученых разных научных направлений  сразу в одно место. Как отметили сотрудники Центра, купить микроскоп легко, но трудно найти на него квалифицированного специалиста. Сотрудников в штате 5 человек (научные направления: литография, напыление, эжектронная микроскопия, спектрография). Можно выиграть государственный грант на приобретение оборудования. Почасовая оплата за использование оборудования снимается с гранта.

Заказ и управление оборудованием осуществляется с веб-сайта. Например, за световой микроскоп оплата составляет 50 долларов в час.

 (Слайд 7-8) Инженерный факультет.

В составе факультета 3000 студентов, 500 магистрантов, 500 докторантов. Основные научные программы: биотехнологии, компьютерные технологии, электроника, материаловедение. Финансирование центра в первую очередь ведется  правительством, от которого Центр получает 2 млн. долларов в год. Научные исследования: автоматизация производства, механика, новые подходы к производству, изучение примесей и добавок в материалах, коррозия при высоких температурах, имплантанты. Только в этом году 66 студентов университета подготовили заявки на проекты.

  (Слайд 9) Университет Карнеги Меллон.

Университет занимается исследованиями в области науки и техники, инноваций в областях IT-технологий, робототехники и искусственного интеллекта. Университет также известен во многих других областях, включая менеджмент, экономику и лингвистику. Имеет партнёрские отношения с IBM и другими известными компаниями.

Образование в области компьютерных технологий, конструирования, бизнеса и экономики, государственной службы, информационных систем, психологии, развлекательных технологий, социальных и управленческих наук (decison science) и искусств считается одним из лучших.

 (Слайд 10) Центр трудойстройства.

Сотрудники Центра проводят собеседование со студентами один на один и устраивают крупные семинары о трудоустройстве. Также учат как написать резюме, как проходить собеседование с работодателями. Дают практические навыки. Штат Центра составляет 23 человека (13 консультируют, 5 осуществляют связь с работодателями). Могут направить студентов на 1 день на предяпритие, где они ходят тенью за работником той или иной профессии и смотрят, что входит в обязанности работника, тем самым определяя для себя возможность самому работать в такой должности. Практику, как правило студенты находят сами и проходят летом.

Имеется электронная система «Рукопожатие», где региcтрируются работодатели, они вывешиваются вакансии, студенты, в сою очередь, выкладывают резюме.

Также имеется образовательная программа «Машинное обучение». Здесь учат как составлять алгоритм, как выполнять оценку сложных графических систем, изучают статистические характеристики. По этой программе обучаются 52 докторанта, 20 магистрантов. Здесь реализуется междисциплинарный подход.

 (Слайд 11) Институт инженерии.

В составе института 140 ППС штатных преподавателей+80 привлекается со стороны, 1800 бакалавров, 1200 магистрантов, 800 докторантов. Междисциплинарные подходы: биометрика, кибербезопасность, создание искусственных органов, нанмтареиалды в медицине. В настоящее время строят чистые комнаты для производства нанотехнологий. В YouTube у института имеется собственный канал, где выкладываются ролики всех ученых о своих научных достижениях. Первый курс стандартный, изучают социальные науки плюс инженерное дело. Потом студенты выбирают дисциплины. Каждую неделю представители бизнеса проводят семинар. 30 % бакалавров идут в магистратуру. Сдавать квалификационный экзамен идет 2-3 человека из 150. Аккредитация программ проводится каждые 5-6 лет. Всего для получения степени «бакалавр» необходимо получить 125 кредитов за 4 года. 1 кредит – 1 час занятий в аудитории плюс 2 СРС. 10 % на специальности института поступают местные выпускники школ из штата Пенсильвания, остальные из других городов и стран.

Стоимость обучения составляет 60 000 долларов, но предоставляются различные гранты, скидки и соответственно стоимость обучения может значительно уменьшится.

 (Слайд 12) Двухгодичный коммити колледж.

В колледже имеется программа раннего вовлечения студентов в колледж. У колледжа более 45 партнеров по бизнесу. Выпускники делают проект каждый курс, это, по сути, бизнес-план. Все учителя выступают для студентов в качестве партнеров. Студентам предлагаются конкретные задачи, например улучшение экологической обстановки в реальных ареалах земли, которые решаются в том числе и с точки зрения инженерного подхода. 5 раз в неделю школьники проводят по 3 часа в колледже, потом едут в свои школы.

Имеются договорённости с колледжами о перезачтении читаемых дисциплин. Преподаватели колледжа ведут все занятия сами, но для перезачета читаемых ими дисциплин они в соответствующем университете проходят аттестацию. Дублирвоание программ не допускается. Стоимость обучения  в этом колледже 2000 долларов в семестр плюс учебники и расходные материалы. 3-5 дисциплин школьники изучают в семестр, всего 33 кредита в год. Есть дисциплина «Колледж-форм», рассказывающая о том, как в колледже учиться. Всего обучается около 12 тысяч студентов.

  (Слайд 13) Политехнический институт Ренселера

Частный университет в США. Расположен в городе Трой, штат Нью-Йорк. Основное внимание уделяется естественным наукам и технологиям. В частности, приоритетами в области исследований выделены пять направлений: биотехнологии, энергетика и окружающая среда, нанотехнологии, вычисления и информационные технологии, исследования в области медиакоммуникаций и искусств. В университете обучается около 7 тысяч студентов.

 (Слайд 14) Технопарк.

Основные источники дохода – или лицензирование и продажа, или создание собственных предприятий. Центр занимает 600 га, вовлечены 67 компаний, 2118 работников. Обязанность университета – защищать исследования ученых. Если в течение года университет не подает на предлагаемый патент, то профессор сам может запатентовать свое изобретение, но 1 % будущего дохода все равно будет отчислять университету. Правительство не вмешивается в работу технопарка (основные направления: энергия, вода, климат, инфраструктура, устойчивое развитие, глобальный рынок, культура, коммуникации).

В технопарке имеются акселераторы – летние курсы подготовки к предпринимательству. Объем: 6 недель по 6 часов. Гранты на исследование получают на 3-5 лет. Потом обычно создают стартап. В настоящее время в портфеле технопарка 22 компании. Деньги за услуги в технопарке не берут, но взымают потом процент с прибыли. Период инкубации длится 2-5 лет.

 (Слайд 15-16) Университет Олбани

Более 17 300 студентов экспансивные возможности крупного исследовательского университета и среда, предназначенная для содействия успеху.

Академические программы

студенты UAlbany выбрать из 120 бакалавриата и несовершеннолетних и более 125 выпускников программы. Многие из этих программ национально место, среди них уголовное правосудие, информации и технологии управления (информатика), государственного управления, социального обеспечения, здравоохранения и социологии.

Улучшить жизнь людей науки и образования

В каждой области исследования, студенты проинструктированы преподавателей, которые являются мирового класса ученые и преподаватели — многие активно занимается улучшить жизнь исследований, что способствует глубоко в общественное благо. Как наставников, они открывают широкие возможности студентов и выпускников исследований, вдохновляя студентам продвигать свои навыки и стремления.

Более 600 способов обучения за рубежом

Студенты воспользоваться более 600 учебных рубежом возможностей в более чем 50 странах через UAlbany и сетей Suny. Эти ценные возможности для молодых ученых для повышения их образования, повышающие независимость и самосознание, и получить международный опыт, который готовит их для современного глобального рынка.

 (Слайд 17) Выводы:

  1. Тенденции развития КарГТУ полностью соответствуют мировым трендам.
  2. Коллеги из университетов США заинтересованы в целом с развитии сотрудничества с нашим университетом по науке и академической мобильности.
  3. Разница – сильные отделы и службы, полная электронная документация.

             (Слайд 18) Предложения:

  1. Привлечение школьников старших классов к СНО.
  2. Проводить выставку достижений ежегодно для студентов.
  3. Усилить использование Ютюб для научных роликов, профриантации (силами студентов).
  4. Совершенстование сайта МЦМ для контроля работы имеющегося оборудования.
  5. Создание и реклама отдельного сайта по трудоустройству выпускников.
  6. Продвижение собсвенного бренда, в том числе и на создаваемых сувенирах.
  7. Усилить работу со спонсорами, в первую очередь с выпускниками.
  8. Пересмотреть имеющиеся патенты с участием представителей предяпритйи на проедмет их коммерциализуемости.
  9. Пригласить профильных профессоров из вышеперечисленных университетов для чтения лекий и установления более дружественных связей.

 (Слайды 19-22) Контакты представителей посещенных мною университетов представлены на слайдах 19-20.

 (Слайд 23) Благодарю за внимание!