Наука

Наука военной кафедры!

Изобретения офицеров и студентов кафедры по циклам

Цикл БПА

Малый артиллерийский полигон

Основные достоинства и отличительные особенности

Макет местности с имитатором разрывов артиллерийских снарядов предназначен для обучения и тренировки по Стрельбе и управлению огнём артиллерии и по Тактической подготовке. «ММсИРАС» относится к тренировочным и имитационным средствам, разработанным для закрытых помещений и ограниченных участков местности. «ММсИРАС» в ходе обучения предназначен для проведения групповых занятий,  групповых упражнений,  тактических летучек, а также для проведения тренировок, для выполнения учебных и показных стрельб и  зачётных огневых задач. обучаемых в процессе занятий, а также наличие звуковой и световой имитации. Уникальность ММсИРАС состоит в том, что он позволяет обучать студентов,  особенно начальный период изучения выполнения задача №3 курса подготовки подразделений наземной артиллерии (КПА): — оценку отклонения разрывов по дальности; — определять и измерять отклонение разрывов по направлению от цели с помощью бинокля. Данный полигон был разработан и смонтирован авторским коллективом в составе: подполковник запаса Касян Н.И., подполковник Кузнецов С.Б., подполковник Шабельник С.Г., капитан Сутягин К.С., студенты Шакенов Т, А. гр. ГПР-05-3 и Амирбаев Д.Ж. гр. ПС-05-2.

 

Методические основы использования «ММсИРАС»

Руководитель заблаговременно наносит тактическую обстановку, выбирает боевой порядок и условия стрельбы и выполняемые задачи, к очередному занятию студентам указывает тему, что следует изучить, что необходимо подготовить и иметь (ПУО, карты, таблицы, графики и т.п.). Тренировки на МАКИ проводятся для отработки задач в целом. Выполнение огневой задачи слагается из следующих основных элементов: — определение координат целей, нанесение их на карту и ПУ0, — определение установок для стрельбы, — пристрелка, — стрельба на поражение, Тренировка в определении координат целей и нанесении их на карту, ПУО должна быть хорошо обеспечена приборами наблюдения, приборами управления огнем, картами, артиллерийскими кругами и линейками, а студенты должны изучить способы, правила целеуказания, правила и приемы нанесения точек на карту, ПУО. Студенты изучают обстановку, готовят ПУО, карты. Во время тренировки руководитель дает целеуказание. Каждая разведанная цель должна всеми обучаемыми наноситься на карту ПУО. После окончания занятия руководитель производит разбор, в котором указывает: —  какие учебные цели ставились перед тренировкой и как они выполнены; — степень натренированности и недостатки каждого студента, объявляет оценки по работе на приборах, по определению координат и другим элементам; — определяет, какие вопросы надо доработать и сроки устранения недостатков.

Малый артиллерийский полигон

Подготовка офицера запаса артиллериста, знающего боевые уставы, наставления, правила стрельбы и курс подготовки артиллерии – основная задача преподавателя по тактике артиллерии (ТА) и стрельбе и управлению огнем (СУО). Умение грамотно проводить топографическое и тактическое ориентирование, принимать решение, проводить подготовку стрельбы и отрабатывать артиллерийские огневые задачи,  наиболее трудно усваиваемые темы в условиях аудиторных и полевых занятий на военной кафедре. Малый артиллерийский комплект имитации дает возможность широкого использования современной компьютерной техники в педагогическом процессе подготовки студентов по ТА и СУО при отработке вышеуказанных тем и занятий.

 

Основные достоинства и отличительные особенности

Малый артиллерийский комплект имитации предназначен для обучения и тренировки по Стрельбе и управлению огнём артиллерии и по Тактической подготовке с лазерной и звуковой имитацией разрывов, тактической обстановки и боевой деятельности войск, управляемый с помощью распределенной локально-вычислительной компьютерной сети. «МАКИ-2007» относится к тренировочным и имитационным средствам, разработанным для закрытых помещений и ограниченных участков местности. «МАКИ-2007» в ходе обучения предназначен для проведения групповых занятий,  групповых упражнений,  тактических летучек, а также для проведения тренировок, для выполнения учебных и показных стрельб и  зачётных огневых задач. «МАКИ-2007» имеет следующие функциональные возможности: 1. Создавать, сохранять и демонстрировать на проекционном экране условные тактические знаки, элементы тактической обстановки, варианты статической и динамической тактической обстановки, рабочие карты, решения, предложения и т.п.; 2. Осуществлять звуковую и лазерную (на макете местности) имитацию положения и тактических действий противника и своих войск целей (объектов поражения) в том числе и движущихся, разрывов снарядов и мин (осколочно-фугасных наземных и воздушных, осветительных и агитационных). 3. Осуществлять имитацию действий огневых подразделений и средств артиллерийской разведки при использовании квантового дальномера, сопряжённого наблюдения, РЛС типа CHAP, АРК, подразделений звуковой разведки; разведывательно-корректировочных вертолётов. 5. Выполнять «днём» и «ночью» следующие огневые задачи: №3 — пристрелка любым способом (дивизионом — подручной и каждой); №4 — контроль стрельбы на поражение любым способом; №5 — колона, отдельная наблюдаемая движущаяся группа мотопехоты, НЗО; №6 — репер действительный и фиктивный (любым способом) наземный и воздушный; №7 — освещение, ослепление, распространение агитационного материала; в любых из следующих условий: цели — отдельные и групповые; наблюдаемые и ненаблюдаемые; плановые и неплановые; неподвижные и движущиеся. задачи стрельбы — уничтожение, подавление, изнурение, разрушение, воспрещение выдвижения, освещение, ослепление, распространение агитационного материала; привлекаемая артиллерия — орудие, взвод, батарея, дивизион, группа; стрельба — ударная, рикошетная, дистанционная, мортирная, с подсветкой своей и другой батареей, внакладку, шкалой, с распределением участков цели (целей). Отличительной особенностью «МАКИ-2007» от вспышечных и мелкокалиберных полигонов является возможность охвата широкого спектра учебных вопросов и возможность ролевых действий обучаемых в процессе занятий, а также наличие звуковой имитации.

 

Авторский коллектив

Данный полигон был разработан и смонтирован фирмой «Гиацинт» г.Актюбинск

Цикл БППСТ

Имитатор поражения целей (ИПВЦ)

Огневая подготовка – один из основных предметов согласно программы подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений по ВУС 021101. Её  цель – обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и ведению упреждающего и эффективного огня для поражения противника в условиях современного боя в интересах выполнения боевых задач. Задачи огневой подготовки имеют целью:
— обучить наводчика и командира танка самостоятельному ведению огня в сложной тактической обстановке;
— обучить личный состав выполнению огневых задач в составе подразделения в условиях современного общевойскового боя;
— учить командиров организации огневого поражения противника и управлению огнем штатных, приданных и поддерживающих подразделений (огневых средств) в ходе боя.
Для полной реализации огневых возможностей современного оружия и боевой техники личный состав обучаемых должен:
знать:  назначение, боевые и технические свойства оружия, комплектов вооружения, принципы устройства и работы их; способы использования в бою; правила эксплуатации; применение основ и правил стрельбы;
уметь: готовить вооружение, боеприпасы к стрельбе, содержать их в постоянной боевой готовности, быстро устранять задержки, возникающие при стрельбе; вести разведку целей и определять дальность до них, вести меткий огонь, поражать их, как правило, с первого выстрела (очереди), корректировать стрельбу; применять все способы стрельбы с учётом метеорологических и баллистических условий днём и ночью в различных условиях современного боя. Обучаемые, кроме того, должны обладать знаниями и навыками в организации огневого поражения противника и управлении огнём штатных, приданных и поддерживающих огневых средств в бою. В практике обучения за последнее время всё более широкое применение находят различные учебно-тренировочные средства. Обучение непосредственно на боевой технике со штатным вооружением ограничено высокой амортизационной стоимостью этой техники, оружия и боеприпасов. Кроме того, на боевой технике и оружии не всегда представляется возможным контролировать действия обучаемых при вооружении, достаточно наглядно и доступно проводить занятия по изучению устройства отдельных механизмов, показывать и обучать правильным действиям при стрельбе, устранению возникающих задержек и неисправностей и обслуживанию вооружения. Всё это способствует повышению интенсификации процесса обучения и выработке у личного состава в более короткие сроки профессиональных навыков в эффективном применении вооружения для поражения различных целей в современном бою.

 

Основные достоинства и отличительные особенности имитатора поражения целей (ИПВЦ)

ИПВЦ позволяет без затрат боеприпасов тренировать обучаемых ведению стрельбы по воздушным целям из Зенитно-пулемётной установки-72 (ЗПУ-72) с использованием коллиматорного прицела К-10Т в закрытых помещениях (боксах, классах). Вместе с тем он обеспечивает возможность более наглядно и доступно проводить занятия с личным составом, осуществлять контроль за действиями обучаемых в ходе занятий, своевременно выявлять допускаемые ошибки и их причины, одновременно обучать большее количество обучаемых, чем на боевой технике. ИПВЦ установлен  в боксе огневой подготовке (ОП) (Рис.1) на территории военной кафедры, что создает условия для проведения ряда занятий по огневой подготовке без выезда в учебные центры. Промышленных аналогов подобного устройства на момент работ по его созданию и началу использования  в учебном процессе выявлено не было.

Авторский коллектив

Руководитель: старший преподаватель п-к в отставке Алаев А.А.
Студенты: Ведерников А.В. гр. ЭМ-97-1с, Жириков А.В. гр. АТ-96-1с, Шебалин А.В. гр. АТ-96-1с.
Год ввода в эксплуатацию и начало использования в учебном процессе: 1998 г.

Имитатор поражения движущихся целей (ИПДЦ)

Огневая подготовка – один из основных предметов согласно программы подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений по ВУС 021101. Её  цель – обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и ведению упреждающего и эффективного огня для поражения противника в условиях современного боя в интересах выполнения боевых задач. Задачи огневой подготовки имеют целью:
— обучить наводчика и командира танка самостоятельному ведению огня в сложной тактической обстановке;
— обучить личный состав выполнению огневых задач в составе подразделения в условиях современного общевойскового боя;
— учить командиров организации огневого поражения противника и управлению огнем штатных, приданных и поддерживающих подразделений (огневых средств) в ходе боя.
Для полной реализации огневых возможностей современного оружия и боевой техники личный состав обучаемых должен:
знать:  назначение, боевые и технические свойства оружия, комплектов вооружения, принципы устройства и работы их; способы использования в бою; правила эксплуатации; применение основ и правил стрельбы;
уметь: готовить вооружение, боеприпасы к стрельбе, содержать их в постоянной боевой готовности, быстро устранять задержки, возникающие при стрельбе; вести разведку целей и определять дальность до них, вести меткий огонь, поражать их, как правило, с первого выстрела (очереди), корректировать стрельбу; применять все способы стрельбы с учётом метеорологических и баллистических условий днём и ночью в различных условиях современного боя. Обучаемые, кроме того , должны обладать знаниями и навыками в организации огневого поражения противника и управлении огнём штатных, приданных и поддерживающих огневых средств в бою. В практике обучения за последнее время всё более широкое применение находят различные учебно-тренировочные средства. Обучение непосредственно на боевой технике со штатным вооружением ограничено высокой амортизационной стоимостью этой техники, оружия и боеприпасов. Кроме того, на боевой технике и оружии не всегда представляется возможным контролировать действия обучаемых при вооружении, достаточно наглядно и доступно проводить занятия по изучению устройства отдельных механизмов, показывать и обучать правильным действиям при стрельбе, устранению возникающих задержек и неисправностей и обслуживанию вооружения. Всё это способствует повышению интенсификации процесса обучения и выработке у личного состава в более короткие сроки профессиональных навыков в эффективном применении вооружения для поражения различных целей в современном бою.

 

Основные достоинства и отличительные особенности имитатора поражения движущихся целей (ИПДЦ)
ИПДЦ позволяет, особенно на этапе первоначального обучения, сократить использование дорогостоящей боевой техники, вооружения, боеприпасов и моторесурсов при обучении личного состава стрельбе из штатного вооружения, т.е. сделать процесс обучения более экономичным. Вместе с тем он обеспечивает возможность более наглядно и доступно проводить занятия с личным составом, осуществлять контроль за действиями обучаемых в ходе занятий, своевременно выявлять допускаемые ошибки и их причины, одновременно обучать большее количество обучаемых, чем на боевой технике. ИПДЦ установлен  в боксе ОП (Рис.1) на территории военной кафедры, что создает условия для проведения ряда занятий по огневой подготовке без выезда в учебные центры, которые, как правило, находятся на значительном удалении. Прототипом данного устройства явился ИПЦ-1, работы по усовершенствованию которого, позволили проводить обучение ведению огня из вооружения танка по движущимся целям.

Методические основы использования
Данное устройство применяется при проведении практических занятий по теме № 9 «Огневые тренировки», которые проводятся в боксе огневой подготовки. В процессе обучении студенты тренируются в роли командира танка и наводчика орудия. Руководитель занятия при постановки задачи доводит условия выполнения упражнения, временные и оценочные показатели. После чего обучаемые занимают штатные места в танке и приступают к выполнению упражнения. При этом оба имеют возможность наблюдать за результатами практического выполнения огневой задачи по загоранию светодиода установленного на мишени при правильных действиях наводчика орудия. После выполнения упражнения руководитель производит разбор, оценивает действия обучаемых, указывает на недостатки, допущенные ошибки и их причины. После этого проводится замена обучаемых и тренировка повторяется в той же последовательности.

  Пути совершенствования данного устройства
При проведении дальнейших работ по усовершенствованию и модернизации данного устройства возможно установка на основании нескольких движущихся целей, для обучения студентов умению самостоятельно выбирать и поражать наиболее важные цели противника.

ЦИКЛ ТПБТТ

Основные достоинства и отличительные особенности такелажного устройства

         Новый рисунок (6)Такелажное устройство обеспечивает возможность более наглядно и доступно проводить занятия с личным составом по технической подготовке,  связанных с проведением демонтажно-монтажных работ, заменой силовых установок, узлов и агрегатов на объектах бронетанковой техники (Рис. 1).

         Разборная конструкция такелажного устройства позволяет производить его быструю разборку и сборку после перевозки на автомобиле к месту ремонта.

         Отсутствие электрического привода позволяет проводить учебные занятия или  ремонтные работы в любом месте, без источника электроэнергии и нарушения мер безопасности при обращении с электроприборами.

Техническое описание, устройство и принцип работы такелажного устройства

 
Такелажное устройство предназначено для производства демонтажно-монтажных работ силовых установок, узлов и агрегатов весом до 1 тонны на объектах бронетанковой техники. Такелажное устройство состоит из:   1. Продольной балки; 2. Ролика продольной балки; 3. Рельс; 4. Колес; 5. Стоек продольной балки; 6. Ручной тали; 7. Чалочного приспособления; 8. Тормозных башмаков.

Авторский коллектив создателей

Творческий коллектив: полковник Понкратов С.П., полковник Клюев А.К., подполковник Строков Е.Н., полковник в отставке Сурин Е.Ю., подполковник в отставке Банников А.В., Шалкибасов К.М..

Основой такелажного устройства явился рабочий чертеж, составленный творческим коллективом цикла ТПБТТ, под руководством начальника учебной части полковника Понкратова С.П..

 Все необходимые слесарно-механические, сварочные, покрасочные и другие работы выполнены в ТОО  «Байлық».

Методические основы использования

Практические занятия с использованием такелажного устройства проводится только после проверки технического состояния такелажного устройства. Проверку технического состояния такелажного устройства осуществляет комиссия, назначаемая начальником военной кафедры, по результатам проверки составляется акт о готовности  такелажного устройства к эксплуатации.
Занятия с использованием такелажного устройства проводят подготовленные и назначенные преподаватели, изучившие и знающие технологию войскового ремонта и имеющие практический войсковой опыт разборочно-сборочных и демонтажно-монтажных работ по  организации и проведению текущих ремонтов объектов бронетанковой техники. Практические занятия по монтажу (демонтажу) силовых установок проводятся с группой студентов (4-5 человек) с использованием технологических карт. Остальной личный состав взвода наблюдает за действиями обучаемых, в том числе с помощью переносной видеоустановки «Циклоп». Студенты на практические занятия допускаются только после изучения инструкции по пользованию такелажным устройством, ознакомленные с мерами безопасности при проведении практических работ по демонтажу-монтажу узлов и агрегатов, обеспеченные исправным инструментом и рабочей одеждой.  

 Пути совершенствования такелажного устройства

         В целях использования такелажных устройств подобных конструкций при войсковом ремонте в полевых условиях целесообразна замена металлических колес на пневматические, с целью использования устройства без укладки рельс, и установка дополнительного освещения с питанием от бортовой сети ремонтируемого объекта.

РАЗРЕЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Основные достоинства и отличительные особенности электрифицированного разрезного двигателя танка (ЭРДТ)

 
Новый рисунок (7)ЭРДТ позволяет, особенно на этапе первоначального обучения, сократить время, необходимое на изучение общего устройства и принципа работы силовой установки танка и обслуживающих  ее систем.

         Вместе с тем ЭРДТ, установленный в классе электроспецоборудования БТВТ (Рис. 1), обеспечивает возможность более наглядно и доступно проводить занятия с личным составом по технической подготовке, связанных с изучением устройства и функционирования силовой установки танка.

Техническое описание, состав и принцип работы ЭРДТ
    ЭРДТ предназначен для наглядного изучения общего устройства и принципа работы двигателя танка и обслуживающих  его систем.     ЭРДТ состоит из: 1. разрезного двигателя танка; 2. подставки; 3. лампы подсветки в защитном кожухе; 4. электрического привода; 5. дистанционного пульта радиоуправления; 6. блока управления;

         7. электрических соединительных проводов.

Авторский коллектив создателей

Творческий коллектив: полковник Понкратов С.П., полковник Клюев А.К., подполковник Строков Е.Н., подполковник в отставке Банников А.В., Шалкибасов К.М., Джура А.И.
Основой ЭРДТ явился учебный двигатель танка. Все необходимые слесарно-механические, сварочные, электрические, покрасочные и другие работы выполнены коллективом учебной мастерской: Джура А.И., Николаевым В.С., Шалкибасовым К.М., Клочковым А..

Система радиоуправления разработана и установлена на ЭРДТ студентами – выпускниками военной кафедры 2010 года Захаровым Д.И. и Лопатиным М.Г..

Методические основы использования
 Электрифицированный разрезной двигатель танка (ЭРДТ) применяется при проведении занятий по технической подготовке тема № 2 занятие 1 «Силовая установка и обслуживающие ее системы танка». Перед началом занятия с  использованием  ЭРДТ  необходимо проверить надежность заземления, исправность электропроводки и пульта дистанционного  радиоуправления, который должен находиться только у преподавателя. Перед показом работы ЭРДТ преподаватель обращает особое внимание на меры безопасности при нахождении обучаемых непосредственно у ЭРДТ, а именно,  расстояние нахождения обучаемых от  ЭРДТ должно составлять не менее 1,5 м для исключения возможности попадания во вращающиеся и перемещающиеся детали ЭРДТ частей тела, предметов одежды и других посторонних предметов. При проведении занятий по данной теме преподаватель доводит до обучаемых, что силовая установка танка представляет собой целый комплекс узлов и агрегатов, включающий двигатель и обслуживающие его системы. Затем, с использованием ЭРДТ (рис. 2) последовательно показывает внешний вид (вид сбоку и спереди), доводит до обучаемых из каких основных частей состоит двигатель танка (кривошипно-шатунного механизма, механизма передач, механизма газораспределения). Затем преподаватель более полно раскрывает устройство кривошипно-шатунного механизма с показом картера, двух блоков цилиндров, коленчатого вала, шатунной и поршневой групп. В развале блоков преподаватель показывает насос высокого давления, топливный фильтр, воздухораспределитель, маслоотделитель системы вентиляции картера. Затем преподаватель с помощью пульта дистанционного радиоуправления 1 (рис. 6) приводит в движение кривошипно-шатунный механизм, механизм передач и механизм газораспределения. При этом создается возможность наглядно продемонстрировать внутреннюю работу механизмов через технологические разрезы танкового двигателя (рис. 3), где преподаватель более подробно рассматривает движение коленчатого вала, его устройство, движение пар главных и прицепных шатунов с поршнями. Имеется возможность остановки агрегата в нужном положении и более детальное рассмотрения процесса работы узлов и механизмов двигателя. После рассмотрения основного устройства двигателя, работы его узлов и механизмов, преподаватель переходит к рассмотрению принципа работы  четырехтактного двигателя, а именно тактов впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска при этом используя пульт дистанционного радиоуправления 1 (рис. 6) преподаватель имеет возможность показать работу двигателя как в целом, так и с остановками по отдельным тактам.  

 Пути совершенствования ЭРДТ
В целях облегчения дальнейшего более углубленного изучения устройства и работы топливного насоса высокого давления, топливного фильтра и воздухораспределителя,  предполагается продолжение работ по усовершенствованию ЭРДТ, а именно выполнение  необходимых технологических разрезов на данных узлах.

Без рубрики