Научная статья3


УДК 528.65

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Койлыбаева С.А., Козловская М.Н.

Технологический колледж при КарГТУ

Актуальность пересмотра сложившейся системы профессионального образования и разработки новых педагогических технологий обучения обусловлена потребностью в подготовке конкурентоспособного специалиста. На основе анализа современного состояния содержания профессионального образования  выделяют такие актуальные проблемы  данной области, как:

  • · недостаточное отражение потребностей рынка труда в учебных планах и программах, по которым ведется обучение;
  • · несоответствие реального уровня профессиональной подготовки в учебных заведениях профессионального образования  требованиям работодателей к квалификации специалистов;
  • · отсутствие качественных учебно-методических средств, позволяющих сравнительно быстро и экономично переориентировать программы профессиональное обучение на новые специальности.

Учитывая тенденцию преобразования  профессиональных учебных заведений на сегодняшний день, Технологическим колледжем при КарГТУ  разработана, модель многоуровневой, образовательной структуры (ПЛ-колледж-Вуз), где реализуется концепция непрерывного профессионального образования с внедрением  модульной технологии обучения и зачетных кредитов ESTS, которые позволяют выйти на модель подготовки конкурентоспособного специалиста. Непрерывность образования предполагает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для этого оптимальных условий. Многоуровневая система профессионального образования позволяет готовить специалистов с разным уровнем образования и квалификацией, больше соответствует запросам и способностям каждого человека. Построение системы непрерывного профессионального образования происходит в условиях формирования непрерывного профессионального образовательного пространства. Переход на многоуровневую систему  актуализирует необходимость преемственности  и сопряжения  образовательных программ и образовательных технологий, относящихся к различным образовательным уровням. По мнению теоретиков и  практиков модульной технологии, традиционный подход к построению учебных программ основан главным образом на информационно-познавательном принципе, не позволяющем в должной мере решать задачи, связанные с целенаправленным развитием определенных свойств и качеств (включая профессиональные) обучаемых. Для большинства традиционных программ и учебников характерны перегрузка теоретического и фактологического материала, излишняя детализация второстепенных вопросов, слабая развивающая направленность, поскольку большинство вопросов и заданий для самостоятельной работы носит репродуктивной характер. В рамках таких программ не предусмотрены возможности уровневой дифференциации содержания предметов с тем, чтобы учитывать особенности учебной деятельности обучаемых. Эти и другие недостатки обусловили поиск таких подходов к структурированию программ, которые  имели бы большую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации нужного и конкретного учебного материала для определенной категории обучающихся и специальных целей. Модульные программы – один из вариантов удовлетворения указанной потребности. Преимущества модульного обучения перед другими технологиями для преподавателей дает возможность:

1. Разрабатывать программы, основанные на компетенциях.

2. Создавать возможность, чтобы обучающийся учился:

— использовать активные методы обучения,

— организовывать учебную деятельность,

— управлять ею и стимулировать ее.

  1. Индивидуализировать работу с конкретным обучаемым через консультирование.
  2. Организовать оценку компетенций обучающихся, давать возможность отслеживать достижения обучающихся.

Преимущества модульного обучения перед другими технологиями для обучающихся дает возможность:

1. Самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения.

2. Проводить самооценку своих достижений.

3. Осваивать практическую деятельность.

Последовательность разработки структуры модульной образовательной программы можно представить следующим образом:

Подготовительный этап: определение круга потенциальных потребителей.

I этап: определение целей — определение состава специальных компетенций:

— требования работодателей,

— профессиональный стандарт,

— квалификационные характеристики.

II этап: определение перечня модулей – определение совокупностей и последовательности модулей, обеспечивающих формирование всех специальных компетенций. Проектирование образовательных программ, базирующихся на принципах модульного обучения, тесно связано с определением целей каждого учебного модуля, определением уровня достижения поставленных целей, организацией оценки и контроля освоения модуля обучаемым. При организации оценки и контроля освоения модуля в учебных заведениях профессионального образования используется система зачетных единиц (или кредитная система) измерения и сопоставления образовательных программ. Применение  системы зачетных единиц открывает возможность позитивного преобразования учебного процесса в целях:

• индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей обучающимся возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

• формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

• предоставление преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения.

В этом контексте основные моменты проектирования образовательных программ сводятся к следующему. Основой проектирования образовательных программ являются кредиты (зачетные единицы). Учебные планы, спроектированные в зачетных единицах, становятся в свою очередь основой для создания гибкой и мобильной системы подготовки специалистов, реального осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся. Как весь учебный план, так и программы отдельных дисциплин формируются по модульному принципу. Каждый модуль оценивается и контролируется зачетными единицами. Причем структурирование дисциплины на модули должно осуществляться на новой идеологической основе, связанной с компетентностным подходом [2]. Цели модуля должны быть поставлены достаточно четко, как в традиционных терминах знаний, умений и навыков, так и в терминах компетентностей, указывая их уровень. В каждом модуле, оцениваемом кредитом, отрабатываются совершенно конкретные знания, умения, навыки решения конкретных профессиональных задач, проводится объективный контроль освоения содержания модуля по унифицированной для всех модулей системе показателей достижения целей обучения. Унификация системы показателей достижения целей обучения делает реально ощутимыми, прозрачными результаты обучения как для обучающихся, так и для преподавателей, облегчает передвижение от одного модуля к другому. Оценка качества образования (результата и процесса) должна осуществляться по однозначным, понятным и личностно значимым для учащегося, преподавателя критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на заинтересованное участие учащегося в овладении способами решения профессиональных задач, на высокий уровень самореализации выпускника в трудовой деятельности. Обучающийся должен быть обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, так и частной — о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др. Организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульной технологии обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента призвана обеспечить положительное решение следующих задач:

— деление материала дисциплины на модули с проверкой усвоения каждого модуля;

— использование более широкой шкалы оценки знаний;

— повышение объективности знаний;

-стимулирование систематической самостоятельной работы обучающихся на протяжении семестра;

— внедрение здоровой конкуренции в обучении.

Являясь структурной частью университета, колледж имеет реальную возможность (материально-техническую, методическую, информационную и т.п.) для реализации концепции непрерывного профессионального образования с внедрением  модульной технологии обучения и зачетных кредитов ESTS.

Литература

1. Материалы ЕФО ННЦ.  Разработка модульной программы в Казахстане, Алматы, 2000.

2. Внедрение кредитной системы в российском вузе: первые результаты эксперимента по переходу на кредитную систему Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2004-2005 годы / Авт. О.О.Мартыненко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 70 с.

3.Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие.-М.: Изд-во МИИГАиК, 2006.

Без рубрики