Научно-методические разработки


В условиях современного общества молодежи предстоит стать активным участником масштабных преобразований, происходящих в Казахстане, что потребует от нее высоких социальных компетенций, таких как самостоятельность и ответственность, способность быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творческий подход к решению проблем.

Работодателей сегодня привлекают такие качества личности, как коммуникабельность, мобильность, решительность, ответственность, способность применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации и креативность.

Для подготовки практико-ориентированных кадров в системе высшего образования в 2022 году на базе 4 казахстанских вузов в пилотном режиме введён такой показатель, как социальный GPA. Целью внедрения проекта «Социальный «GPA» в практику Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова является подготовка выпускника служению обществу через оценивание его социальной активности и вовлеченности в деятельность по формированию активной гражданской позиции, пропаганду идей патриотизма и труда во благо страны, привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

Широкое вовлечение студентов в деятельность органов студенческого самоуправления, студенческих клубов, кружков и секций, общественно-политические и культурно-спортивные мероприятия способствует формированию социально-личностных компетенций, гражданских и патриотических ценностей. И, несомненно, это положительно скажется на обеспечении рынка труда ориентированными на практику кадрами, нового поколения управленцев, способных нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие всего общества в целом.

С 2022 года в нашем университете на базе Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма» впервые введен образовательный курс «Ұлтқа қызмет».

Эта система состоит из семи логически выстроенных последовательных этапов, каждый из которых имеет определенную целевую и содержательную нагрузку и рассчитан на конкретный семестр. Темы кураторских часов охватывают все направления воспитательной работы, это знание истории КарТУ, его выдающихся педагогах-ученых, внесших неоценимый вклад в развитие и становление университета,  основах правовой культуры, здоровья и экологии, об историко-культурном наследии, перспективах индустриально-инновационного развития Казахстана и первых инженерах страны, а также глобальных технологических трендах. В зависимости от реалий и запросов казахстанского общества тематика образовательного курса регулярно обновляется и актуализируется. Такой подход позволил обеспечить преемственность и законченность всего воспитательного процесса, который начинается с первых дней обучения в университете, охватывает все учебные семестры и завершается на последнем курсе.

Студенты приобретают знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни страны, об основополагающих правах и обязанностях гражданина и мировых трендах. Образовательный курс проходит в формате кураторских часов в свободной форме – это беседы, дискуссии (диспуты), встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи университета и города.

Особенностью курса «Ұлтқа қызмет» является то, что кураторские часы проводят сами студенты, по принципу равный учит равного, студенты обмениваются опытом, знаниями и информацией. При этом куратор выступает не в качестве учителя, а в роли создателя образовательной среды, в которой люди учатся сами. Такой подход помогает развивать такие полезные навыки, как критическое мышление и рациональное познание, коммуникативность, умение выражать собственные мысли, принимать решения, преодолевать трудности, учиться и работать в команде.

При проведении кураторских часов особое внимание уделяется качественной презентации студентами темы кураторского часа, от чего зависит успешное усвоение студентами материала. Используются слайды и видеофильмы, методы дискуссий и мозгового штурма, игры и викторины в платформе Quizizz, Kahoot. На кураторские часы приглашаются различные представители Корпоративного университета, такие как ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Жайремский ГОК», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Borusan Makina Kazakhstan», выпускники нашего вуза, которые рассказывают студентам о нюансах производственных процессов и будущей профессии.

Опрос, проведенный среди студентов, показал, что более 80% студентов отмечают необходимость проведения кураторских часов и важным преимуществом считают получение новых знаний, а также возможность научиться искать и обрабатывать информацию при подготовке докладов. На кураторских часах студенты с большим интересом обсуждают темы, связанные с будущей профессией, политикой, событиями, происходящими в городе, стране и мире, людьми, изменившими мир в лучшую сторону, а также достижениями в науке и технике.

Повышению эффективности кураторских часов способствуют мастер-классы, проводимые опытными кураторами для обмена педагогическим опытом с молодыми и начинающими преподавателями, где критериями качества являются использование актуальной, полезной и интересной информации, эффективность подачи материала, активизация студентов.

Результативность усвоения образовательного курса определяется тестированием в конце каждого семестра. Так по итогам проведенных тестирований за 2022-23 учебный год средний балл составил 85%. Итоги усвоения материала образовательного курса являются ключевой составляющей индикатора социальных компетенций студентов или социального GPA.

Таким образом, образовательный курс «Ұлтқа қызмет» прежде всего направлен на формирование культа знаний, стремления к профессиональной востребованности, активной жизненной и гражданской позиции у молодежи.

Свою ответственность за то, каким вырастет молодое поколение, сегодня остро ощущает педагогический состав Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова. Также, как и сто лет назад на воспитание прогрессивной молодежи были обращены чаяния, мечты и надежды представителей первой казахской интеллигенции «алашординцев». Слова выдающегося казахского общественного деятеля, одного из лидеров движения «Алаш» Алихана Букейханова – «Стремление служить нации и народу – это не от знаний, а от характера» («Ұлтқа қызмет ету білімнен емес, мінезден») стали основополагающей идеей образовательного курса.

Научно-исследовательский институт патриотического воспитания

НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова»

Воспитательная политика в Университете основана на Модели патриотического воспитания, разработанной в 2009 году.

По итогам Республиканского семинара-совещания в октябре 2010 года Модель рекомендована к внедрению в образовательных учреждениях страны Министерством образования и науки Республики Казахстан. Модель была апробирована на международном уровне: 17 сентября 2009 года – на Конференции в Болонском Университете (Италия), 8 мая 2010 года – на семинаре в Дрезденском техническом университете (Германия) и на республиканском уровне:  21 апреля 2009 года – на заседании Социального совета фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК; 10 декабря 2009 года – на «круглом столе» в Комитете по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК на тему: «Роль патриотического воспитания молодежи Казахстана: проблемы, перспективы, пути решения»; 28 октября 2010 года – Республиканский семинар-совещание, организованный Администрацией Президента и МОН РК, в ходе которого всем ВУЗам РК безвозмездно были переданы комплекты научно-методических материалов по внедрению данной Модели патриотического воспитания.

Структура Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма» включает семь направлений, каждое из которых рассчитано на семестр (15 кураторских часов на академический период).

В рамках ее дальнейшего развития в мае 2014 года Модель патриотического воспитания на примере Первого Президента РК Н.А. Назарбаева преобразована в Модель — «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма», методологической основой которой стали общенациональные ценности «Мәңгілік Ел».

Активные инновационные процессы, происходящие в социально-политической и экономической сферах общества, вызвали необходимость осуществления образовательных реформ. Состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы, анализ лучших воспитательных практик убеждают в необходимости пересмотра традиционных подходов в формировании мировоззрения и патриотической гражданской позиции будущих специалистов. Проблемы воспитательной работы в образовательных учреждениях в настоящее время становятся приоритетными.

Как отметил Глава государства, «теперь наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь, молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу».        

В рамках выполнения стратегических задач ГПИИР-2 необходима новая инновационная воспитательная политика, сутью которой должна стать подготовка конкурентоспособных инженерных кадров новой формации, соответствующих мировым трендам развития, базирующимся на шестом технологическом укладе в составе учебно-научно-производственного кластера «Корпоративный Университет» на базе КарГТУ.

В 2016 году в Карагандинском государственном техническом университете была разработана и принята  новая инновационная воспитательная политика.

Цель Концепции инновационной воспитательной политики — всестороннее и гармоничное развитие будущих инженеров новой формации на основе изучения мировых трендов развития техники и технологий, перспектив индустриализации и экономического роста ключевых отраслей промышленности Казахстана, новой законодательной базы в сфере технического образования; на основе участия в практической реализации прорывных проектов ГПИИР-2, Плана нации – «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, в формировании Общества Всеобщего Труда.

Задачи Концепции новой воспитательной политики:

  1. Разработка Нового Календарного плана кураторских часов на 1-7 семестры.
  2. Актуализация Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма» — обновление структуры и содержания научно-методического комплекса (семестровых сборников в помощь кураторам групп, брошюр) с целью практической реализации новой научной, учебной и воспитательной политики, максимального приближения студенческой молодежи к потребностям современного производства.
  3. Изучение преподавателями и студентами ранее разработанных в Модели патриотического воспитания тем 2-го, 3-го и 4-го семестров («Великие личности в потоке национальной истории», «Культура, традиции и самобытность» и «Краеведение» соответственно) на самостоятельной основе, факультативно.

4.Привлечение ведущих специалистов предприятий — преподавателей-предметников и наставников молодежи — к проведению воспитательной работы в процессе подготовки будущих специалистов в условиях дуального обучения (в 5 центрах рабочих профессий и 60 филиалах выпускающих кафедр на производственных участках промышленных компаний – членов консорциума «Корпоративный Университет» на базе КарГТУ).

  1. Патриотическое воспитание студенческой молодежи на основе изучения достижений лучших производственных коллективов и трудовых династий, реального вклада выпускников и ученых КарТУ в инновационное развитие региона.
  2. Повышение религиоведческой грамотности путем активизации

эффективной информационно-разъяс-нительной работы среди студентов и преподавателей Университета.

  1. Повышение эффективности студенческого самоуправления через обновление структуры Ассоциации студенческих организаций КарТУ «Жас Орда».

В рамках Концепции инновационной воспитательной политики были пересмотрены и полностью обновлены темы кураторских часов 1-го, 3-го и 5-го семестров («Мировые тренды развития», «Инновационное развитие индустрии Казахстана» и «Вклад выдающихся инженеров в индустриализацию страны» соответственно), частично внесены изменения в тематику 1,6,7 семестров в связи с принятием новых стратегических программных документов, законов.

Концепция новой инновационной воспитательной политики апробирована на студентах 2-го — 4-го курсов, в частности — на студентах, обучающихся по социальному проекту «Серпін – 2050».

Для реализации данной политики разработан обновленный Календарный план кураторских часов по актуализированной Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма».

Научно-методический комплекс по реализации Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма» включает в себя:

4 тома «Летопись стратегически важных инициатив Н.А. Назарбаева» / Под общей редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева;

7 томов «Основы имиджелогии на примере Первого Президента Республики Казахстан»/ Под общей редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева;

6 монографий;

20 методических указаний кураторам академических групп;

176 брошюр серии:

28 — «Выдающиеся личности, внесшие вклад в развитие Казахстана»

34 — «Выдающиеся личности, внесшие вклад в развитие мировой цивилизации»

30 — «Мировые тренды развития»

30 «Инновационное развитие индустрии Казахстана»

30 —  «Вклад выдающихся инженеров в индустриализацию страны»

24 «Основы казахстанского права» и «Экологические проблемы отраслей»

12 видео-лекций – общественных и государственных деятелей сокурсников Главы государства;

18 видеофильмов – по правовому воспитанию и ЗОЖ;

10 документальных и учебных фильмов;

9 мастер-классов кураторских часов.

27 мая 2016 года состоялась передача научно-методического комплекса Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма» в дар ГУ «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации» и АОО «Назарбаев Университет».

Соратники о Президенте Республики Казахстан Н. А. Назарбаеве,

Сулейменов Т.С.

Первый Министр иностранных дел РК

Толеубаев Е. И.

Ветеран КарМетКомбината, почетный гражданин г.Темиртау;

Сарекенов К. З.

Главный научный сотрудник Химико-металлургического института им. Д.Абишева;

Омашев К. О.

Печетный металлург РК, почетный гражданин г.Темиртау;

Никонов В. А.

Ветеран КарМетКомбината, почетный гражданин г.Темиртау.

Здоровый образ жизни,

Чесотка;

Профилактика гриппа и ОРВИ;

Профилактика туберкулёза;

Профилактика Гепатита А;

Профилактика Педикулёза;

О вреде курения;

ЗОЖ;

Влияние ЭМП на Организм человека.

Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов,

Ветеран ВОВ Ткаченко В. С

Дидактические материалы по Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»;

Ветеран ВОВ Пономарёва С.Г.

Дидактические материалы по Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»;

Ветеран ВОВ Падияров И. К

Дидактические материалы по Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»;

Ветеран ВОВ Дюсембеков К.Ж.

Дидактические материалы по Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»;

Труженик тыла Дьякова Н. Г.

Дидактические материалы по Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма».

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ

Слайды по семестровым сборникам МПВ 1 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 2 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 3 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 4 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 5 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 6 семестр

Слайды по семестровым сборникам МПВ 7 семестр

1

2

3

4

5

6

7

метод-е рек. кураторам

100 шагов Даниярова

Сулейменова М.Ж.

550 Нурлигенова

обл_Сатпаева_Таисия - копия

Абай Кунанбаев

Огольцова

Головачева

Газалиев

Алихан Букейханов

это был гениальный прорыв

11

550-летие КХ1

курительные смеси1

10

27

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

28

29

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

14

13

Альберт Энштейн

16

Без рубрики