Корпоративный университет

Президент Нурсултан Назарбаев в числе важнейших направлений нового этапа всесторонней модернизации республики отметил необходимость создания инновационно — образовательных консорциумов, которые должны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать ключевые задачи научно-технического и социально-экономического развития страны.

Изменения в мировой экономике привели к противостоянию в сфере подготовки кадров — Квалификация против Компетенции. Казахстанская система образования сделала выбор в пользу компетенции – способность работников реагировать на требования рынка. Подготовка компетентных кадров невозможна без корпоративных университетов деятельность, которых связывается с созданием многоуровневой системы подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями для инновационного развития базовых отраслей экономики Казахстана по приоритетным направлениям науки и техники.

В настоящее время в казахстанскую экономику из-за рубежа интенсивно вовлекаются высокие технологии и сложнейшая современная техника. Динамика перемен настолько высока, что профессорско-преподавательские составы вузов не всегда успевают оперативно реагировать на происходящее для подготовки конкурентоспособных специалистов. Путь выхода из создавшейся ситуации мы видим в консолидации усилий вузов, научных учреждений, промышленности и бизнеса, одной из форм, сотрудничества которых может стать инновационно-образовательный консорциум. Карагандинский государственный технический университет, имея определенный опыт такого сотрудничества, создает на базе инновационно-образовательного консорциума Корпоративный Университет с участием крупных промышленных предприятий, научных учреждений и вузов Казахстана и Российской Федерации.

Ведется совместная работа по созданию республиканского инновационно – образовательного консорциума акционерным обществом «Научно-производственный центр «Фитохимия», Ассоциацией «ФармМедИндустрия Казахстана», Казахским национальным медицинским университетом им. С Асфендиярова, Карагандинской государственной медицинской академией, Южно-Казахстанским государственным университетом, Карагандинским государственным техническим университетом, Карагандинским университетом «Болашак», ТОО «Карагандинский фармацевтический завод».

Университет руководствуется основными принципами открытого образования: доступность, стабильность, эффективность, современность, технологичность. Архитектурные и структурные решения, принимаемые при создании технологической базы совместной деятельности, направляются на реализацию основных принципов открытого образования.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизации и демократизации общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагает замену формулы «Образование на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь».

Понятие «непрерывное» образование прозвучало практически одновременно с зарождением рыночной экономики. Именно это вынуждает людей постоянно учиться. Непрерывное образование – один из путей поддержания численности трудоспособного населения.

Проблема многих предприятий состоит в том, что они еще не полностью осознали необходимость непрерывного образования своих сотрудников. Многие до сих пор управляют по старинке, полагаясь только на свое природное чутье, свой опыт и персональные качества.

Крупные транснациональные компании «Тайота», «Дженерал электрик», «Серевреталь» организуют подготовку и переподготовку специалистов в рамках корпоративных отношений, предоставляя университетам материально-техническую базу, специалистов. Эти компании наиболее активны на рынке труда, так как они понимают свои нужды, имеют ресурсы и предпринимают шаги к их решению. Средние и малые предприятия, реализуя кадровую политику, привлекают выпускников вузов и при существующем несовершенстве социальной программы поддержки молодого специалиста эта цель реализуется с трудом. Все это предоставляет возможность вузам создавать и реализовывать образовательные программы целевой подготовки бакалавров, магистров переподготовки, повышения квалификации работников предприятий, «доучивания» — стажировки молодых специалистов.

Карагандинский государственный технический университет первый среди вузов Казахстана в целях повышения качества подготовки востребованных производством специалистов начал реализацию образовательных программ с привлечением предприятий в рамках концепции Корпоративный университет.

Одним из важнейших вопросов реализации образовательных программ повышения квалификации является доучивание выпускников-бакалавров технических специальностей для реализации технических, технологических задач производства, особенно это, касается производств, связанных с опасными условиями труда, например добыча твердых полезных ископаемых подземным, открытым способом их переработки и др. В этом должны в первую очередь быть заинтересованы сами предприятия, привлекая для этих целей вузы, выделяя материальные средства.

Возможность интенсивного роста образования в Казахстане связывается с развитием дистанционной технологии обучения, без которой практически не возможно выполнение философии «обучение в течение всей жизни».

КарГТУ, СКГУ им. М. Козыбаева, ВКГУ им. С. Аманжолова в рамках Консорциума предоставляют возможность преподавателям и студентам использовать более 4000 учебных курсов. Доступность учебной информации делает вузы привлекательными для студентов. Сейчас абитуриент при поступлении изучает не только веб-сайт университета, но и те открытые образовательные ресурсы, которые он предлагает. Дистанционно образовательные технологии открывают особые, новые возможности для лучших студентов, получающих право выбрать место и форму обучения.

Стремительное развитие технологий и появление новых отраслей знаний в сочетании с ростом конкуренции на высокооплачиваемые рабочие места и развитие глобального рынка труда требует от работников постоянно учиться. Повзрослевшие студенты лучше понимают, какие именно программы и курсы им нужны, и, владея практическим опытом по специальности обучения, лучше и быстрее понимают теоретические основы дисциплин, они более критически относятся к их содержанию. Все эти пожелания, требования предъявляемые потребителями образовательных услуг реализуются кредитной системой обучения. Все более растущая пропускная способность дистанционной технологии обучения делает актуальным и необходимым использование игровых и имитационных методик, программно — аппаратных комплексов, видеоматериалов и видеоконференции.

Развитие использования электронных обучающих средств позволяет предложить, что все вузовские программы будут доступны в онлайне в самом ближайшем будущем.

Реализация в Казахстане культурной программы «Триединство языков» дает возможность получить доступ к англоязычным образовательным программам через Интернет, а развитие информационных систем перевода обеспечит к 2015г. синхронный перевод образовательных программ проводимых в онлайновом режиме.

Многолетний опыт, ежегодно проводимых в КарГТУ Ярмарок выпускников, анкетирование работодателей, свидетельствует о том, что кадровая политика предприятий направлена, прежде всего, на подбор «готовых» сотрудников.

Многие компании, предприятия достаточно активно сотрудничают с Университетом уже практически на последних курсах, формируя для себя кадровый резерв. При этом большей части это касается технических, инженерных специальностей. Они обеспечивают прохождение практики на собственных предприятиях, защиту дипломных проектов и работ по профильной тематике, проводят презентации своих предприятий, предлагают спецкурсы, организуют на своих предприятиях филиалы кафедр, оказывают помощь в лабораторном оборудовании, практически восполняя тот пробел, которым характеризуется современное состояние высшего образования, в практических знаниях и навыках.

Создание корпоративных Университетов практически займет нижу инженерного образования, которая образуется системой подготовки бакалавров.

Основными направлениями корпоративного образовательного процесса являются:

  • обучение менеджерского состава, кадрового резерва компании различных уров-ней;
  • повышение квалификации молодых сотрудников;
  • подготовка и аттестации рабочих специальностей.

Опросы руководителей компаний, предприятий и организаций, в период проведения ежегодных Ярмарок выпускников, подтверждают их заинтересованность в подготовке, переподготовке, повышении квалификации в «Корпоративном Университете» КарГТУ. При этом предполагается, что преподавательский состав Университета разрабатывает курсы с учетом специфики заказчика.

Основным условиям деятельности Инновационно – образовательного консорциума корпоративной подготовки, «доучивания», переподготовки, повышения квалификации является то, что:

  • университет заинтересован в получении прибыли за счет реализации образовательных услуг и его сотрудники участвуют в консалтинговых и обучающей компонентах образовательной программы;
  • университет имеет кадры, которые разрабатывают конкурентоспособный пакет образовательных услуг, но, что еще более важно, этот пакет продают;
  • преподаватели должны проявлять профессионализм при подготовке своих курсов, способность их изменять для потребителя, иметь практический опыт деятельности в данной сфере, получаемый самим преподавателем на курсах повышения квалификации или на ведущих предприятиях отрасли;
  • руководством Предприятия должна быть осознана потребность в образовательных, консалтинговых услугах, предоставляемых университетами, и необходимость самим оплачивать приобретение новых знаний;
  • организации должны создавать среду, которая предлагает и обеспечивает всем работникам учиться, что повысит профессиональный потенциал в целях развития предприятия, повысит конкурентоспособность отдельного сотрудника и его заработную плату, снизит текучесть кадров;
  • научная деятельность Университета и Предприятия определяет условия инновационного обучения – обучение в процессе создания новых знаний, результатом которого является коммерческий успех.

Важной составляющей Корпоративного обучения является понимание Предприятием того, что он свой товар, технологии может быстро продвинуть на рынок через знания, профессиональные навыки его выпускников, чему послужит передача этого товара, технологий вначале Университету для обучения студентов, затем на рынок.

Без рубрики