История кафедры

Кафедра «Русский язык и культура»

 

Первоначально на кафедре изучался только английский язык, но уже в 1955 и 1958 гг. в практику было введено изучение других иностранных языков – немецкого и французского, а для студентов, поступивших в вуз после окончания национальной школы – русского языка.

Тимохина Л.Л. – первая заведующая кафедрой, стоявшая у истоков ее формирования. Это был человек трудолюбивый и творческий, настоящий профессионал, она пользовалась уважением среди сотрудников и студентов института. С ней бок о бок плодотворно трудились такие преподаватели, как Случанко Р.А., Хан Т.В., Золина Г.А., Духовная М.Н., Валиева Х.Г. Они возглавляли секцию английского языка, успешно вели плодотворную методическую работу, активно участвовали в воспитательных мероприятиях.

Тимохина Л.Л. (1953-1988)

Тимохина Л.Л. явилась новатором многих дел на кафедре. Так, при ней завязались первые контакты с иностранными студентами: в 1976 году Тимохина Л.Л., одна из первых в Казахстане, стажировалась в США в Лос-Анджелесе.

Благодаря ее личной инициативе и деловым контактам с родственными кафедрами других вузов, в частности, с кафедрами политехнических институтов Саратова и Москвы, на нашей кафедре стали внедряться элементы АСУ при изучении иностранных языков.

Одновременно начала работать секция немецкого языка, которую представляли ст. преподаватели Караванова Р.З., Бельская А.Л., Рассохина Г.Г., Сухачева Н.А., Гольтман Н.С. Позднее образовалась секция французского языка во главе с Панариной Н.Н. (она же была зам. декана общеинженерного факультета).

Уже в эти годы на кафедре сложился дружный коллектив педагогов. Многие из них проработали на кафедре более 25-30 лет. Например, Сухачева Н.А., ст. преподаватель немецкого языка, Рассохина Г.Г., ст. преподаватель немецкого языка, Валиева Х.Г., ст. преподаватель английского языка.

Более 40 лет трудилась на кафедре ст. преподаватель английского языка Перова Л.С. Будучи выпускницей Башкирского педагогического института им. Тимирязева, она была направлена на работу в Караганду, где работала на кафедре русского и иностранных языков с 1974г. сначала преподавателем, а затем ст. преподавателем английского языка.

Человек скромный и трудолюбивый, интеллигентный и требовательный, она большое внимание уделяла совершенствованию учебно-методической работы секции английского языка, удачно продолжая традиции своей предшественницы, Хан Т.В., – ветерана кафедры. Много лет трудилась на кафедре ст. преподаватель Рассохина Г.Г.

Труд этих преподавателей неоднократно отмечался грамотами, поощрительными премиями, медалями “Ветеран труда”.

В 1988 году кафедру возглавила доцент Гонцова С.А., которая работала до 2001 года. За эти годы ею успешно была защищена докторская диссертация по методике обучения нерусских учащихся русскому языку. В эти же годы была подготовлена, а затем и защищена кандидатская диссертация ст. преп. английского языка Ибраевой Б.М.

Гонцова С.А. (1988-2001)

В настоящее время кафедру возглавляет доцент Оспанова Б.Р., выпускница Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова. Она работает на кафедре с 1988 года, в июне 2002 года в Институте литературы и искусства им.М.Ауэзова МОН РК г. Алматы ею защищена кандидатская диссертация.

Оспанова Б.Р. (с 2001г. по настоящее время)

В 60-ые годы на кафедре действовал “Клуб любителей английской песни” (первый руководитель его – Л.Г. Глазер-Будник, позже его возглавляли Тимохина Л.Л. и доцент кафедры физики Шилин П.Е.).

Организаторы Клуба создали особую группу студентов-энтузиастов «Элита». Это были пионеры в изучении английского языка. Они готовились защищать дипломы на иностранном языке, и такой диплом был защищен Н.В. Ольштынским, впоследствии доцентом кафедры ТМ.

В это же время большой популярностью пользовался созданный кафедрой клуб интернациональной дружбы “Прометей”.

В 1974 году на кафедре было организовано студенческое переводческое бюро (СПБ). С его помощью студенты читали литературу по специальности на языке-оригинале, писали небольшие реферативные сообщения, наиболее подготовленные студенты выступали с докладами. Через СПБ стала осуществляться межпредметная связь со специальными кафедрами института. Результатом такого сотрудничества явились многочисленные почетные грамоты, которыми награждались студенты. В 1968 году кафедра приняла участие в Республиканской научно-технической конференции, где 4 доклада были выполнены на английском и немецком языках.

В 1978 году в Караганде проходила конференция ВОЗ. Преподаватели кафедры языков упорно в течение 1,5 месяцев изучали медицинскую лексику, чтобы участвовать в конференции в качестве переводчиков. Это был первый выход преподавателей вуза в большую иностранную аудиторию, и, хотя преподаватели-переводчики больше владели технической терминологией, это не помешало полезному общению.

С 1993 года кафедра успешно сотрудничает с Международной службой обучения (институт английского языка) штата Калифорния. На контрактной основе были организованы платные курсы обучения английской разговорной речи студентов. За 6 лет этого общения более 200 студентов получили сертификаты об окончании курсов. Этот факт примечателен: он позволил многим студентам защищать дипломы на английском языке, сдавать успешно экзамены в объеме кандидатского минимума, заниматься переводческой практикой. Ряд студентов получил возможность обучаться за рубежом.

Наряду с отмеченными видами работы используются проверенные практикой традиционные формы – это ежегодные языковые Олимпиады. В Олимпиадах принимает участие большое количество студентов.

В 1995 году на кафедре появились студенты-иностранцы из Турции и Монголии. Для успешного их обучения проф. Гонцова С.А. и доц. Оспанова Б.Р. подготовили учебное пособие – “Русский язык как иностранный”.

Залогом успешного решения основных направлений в обучении русскому языку является постоянный научный поиск наиболее интенсивных и современных форм работы.

Созданные преподавателями кафедры учебники и учебные пособия, применяемые ими новые технологии обучения, включая информационные, – все это свидетельство активного участия кафедры в развитии технического университета.

На базе новой созданной материально-технической основы качественно изменился не только процесс обучения русскому языку, но и сам подход преподавателей к проведению практических занятий и внеаудиторной работы.

Наряду с традиционными методами изучения языка широко внедряются в практику такие активные формы, как беседы за круглым столом и мини-конференции.

На кафедре имеется лаборатория устной речи, где студенты могут прослушать и увидеть необходимый учебный материал на аудио – и видеокассетах, CD и DVD. Кроме того, имеется компьютерный класс, мультимедийный кабинет, а также методический кабинет, где хранятся учебно-методические материалы.

Без рубрики