Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования


Утвержден

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 23 августа 2012 года № 1080

Государственный общеобязательный стандарт

послевузовского образования

Магистратура

2. Требования к содержанию образования

40. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета.

В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации.

РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

46. Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:

1) ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);

2) научно-исследовательская/ экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности);

3) практика (программа, база, сроки и форма отчетности);

4) тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой;

5) план выполнения магистерской диссертации;

6) план научных публикаций, стажировок.

 

3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

80. Требования к научно-исследовательской работе магистранта:

Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:

1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

4) выполняться с использованием современных методов научных исследований;

5) содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;

6) базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.

81. Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта:

Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:

1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

2) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;

3) выполняться с применением передовых информационных технологий;

4) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

82. Результаты научно-исследовательской или экспериментально- исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.

В рамках НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

86. Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата, правила и порядок проведения которой определяются вузом самостоятельно.

88. В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель.

Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.

Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Приложение 1

к государственному общеобязательному стандарту

послевузовского образования

НОРМА

распределения компонентов образовательной программы научной и

педагогической магистратуры (срок обучения 2 года)

Виды деятельности

Кол-во/ кредитов

Кол-во недель

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка

аудит-х / конт-х с преподавателем

СРМ

1

Теоретическое обучение (1:2)

42

45

1890

630

1260

52,0

2

Научно- исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации, проводимая без отрыва от теоретического обучения (1:7)

3

360

45

315

 
  Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)

4

9

480

60

420

54,5

3

Итоговая аттестация (1:6)

4

8

420

60

360

52,5

  ИТОГО

53

62

3150

795

2355

 

4

Практика (педагогическая), проводимая без отрыва от теоретического обучения (1:1)

3

90

45

45

 

5

Практика (исследовательская) (1:7)

3

12

360

45

315

30,00

6

Каникулы  

13

       

7

Экзаменационная сессия  

9

       
  ВСЕГО (52 нед. х 2 г. — 8 нед.= 96 нед.)

59

96

3600

885

2715

 

Приложение 2

к государственному общеобязательному стандарту

послевузовского образования

НОРМА

распределения компонентов образовательной программы профильной

магистратуры (срок обучения 1 год)

Виды деятельности

Кол-во / кредитов

Кол-во недель

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка

аудит-х / конт-х с преподавателем

СРМ

1

Теоретическое обучение (1:2)

18

15

810

270

540

54,00

2

Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)

4

9

480

60

420

54,55

3

Итоговая аттестация (1:6)

4

8

420

60

360

52,5

  ИТОГО

26

32

1740

390

1320

 

4

Практика (производственная) (1:4)

2

5

150

30

120

30,00

5

Каникулы  

4

       

6

Экзаменационная сессия  

3

       
  ВСЕГО (52 нед. х 1 г. — 8 нед. = 44 нед.)

28

44

1860

420

1440

 

Приложение 3

к государственному общеобязательному стандарту

послевузовского образования

НОРМА

распределения компонентов образовательной программы профильной

магистратуры (срок обучения 1,5 года)

Виды деятельности

Кол-во / кредитов

Кол-во недель

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка

аудит-х / конт-х с преподавателем

СРМ

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Теоретическое обучение (1:2)

36

30

1620

540

1080

54,00

2

Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)

4

9

480

60

420

54,55

3

Итоговая аттестация (1:6)

4

8

420

60

360

52,5

  ИТОГО

44

47

2520

660

1860

 

4

Практика (производственная) (1:4)

4

10

300

60

240

30,00

5

Каникулы  

11

       

6

Экзаменационная сессия (3х2 нед.)  

6

       
  ВСЕГО (52 нед. + 22 нед. =74 нед.)

48

74

2820

720

2100

 

Докторантура

2. Требования к содержанию образования

14. Структура образовательной программы докторантуры содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную, определяющие содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

15. Образовательная программа докторантуры содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение цикла базовых и профилирующих дисциплин;

2) практическую подготовку докторантов: различные виды профессиональных практик, научных стажировок;

3) научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу, включая выполнение докторской диссертации;

4) промежуточные и итоговую аттестации.

16. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.

17. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат докторантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

На «входе» докторант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы докторантуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

При отсутствии необходимых пререквизитов докторанту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в докторантуре начинается после полного освоения докторантом пререквизитов.

27. Результаты научных исследований докторанта должны быть опубликованы в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней и ученых званий, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127.

 

3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

 

72. Требования к научно-исследовательской работе обучающегося по программе доктора философии (PhD):

Научно-исследовательская работа докторанта должна:

1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;

2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

4) базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

5) выполняться с использованием современных методов научных исследований;

6) содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

73. Требования к экспериментально-исследовательской работе обучающегося по программе доктора по профилю:

Экспериментально-исследовательская работа докторанта должна:

1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;

2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

3) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;

4) выполняться с применением передовых информационных технологий;

5) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

74. Результаты научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом в виде краткого отчета.

В рамках НИРД (ЭИРД) индивидуальным планом работы докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

75. Заключительным итогом научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы докторанта является докторская диссертация.

Тема докторской диссертации определяется с учетом ее актуальности не позднее, чем два месяца после приема в докторантуру. Направление диссертационного исследования, как правило, должно быть связано с национальными приоритетами, либо государственными программами, либо программами фундаментальных или прикладных исследований.

76. Основные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в соответствии с пунктом 27 настоящего Стандарта.

Приложение 1

к государственному общеобязательному стандарту

послевузовского образования

НОРМА

распределения компонентов образовательной программы

докторантуры PhD (срок обучения 3 года)

Виды деятельности

Кол-во / кредитов

Кол-во недель

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка

аудит-х / онт-х с преподавателем

СРД

1

Теоретическое обучение (1:2)

36

30

1620

540

1080

54,00

2

Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, включая выполнение докторской диссертации (1:7)

28

62

3360

285

3075

54,55

3

Итоговая аттестация (1:6)

5

10

525

75

450

52,50

  ИТОГО

69

102

5505

900

4605

 

4

Практика (профессиональная), в т.ч.:

6

15

450

90

360

30,0

  1) педагогическая (1:1) +

2) исследовательская (1:7) или

3

3

3

12

90

360

45

45

45

315

30,0

30,0

3) производственная (1:4)

6

15

450

90

360

30,0

5

Каникулы  

25

       

6

Экзаменационная сессия (3х2нед.)  

6

       
  ВСЕГО (52 нед. х 3 г. — 8 нед. =148 нед.)

75

148

5955

990

4965

 

 

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

85. Общие компетенции докторантуры:

1) иметь представление:

об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;

—    о предметной, мировоззренческой и методологической специфике естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;

—    о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках;

—    о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;

—    о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;

—    о нормах взаимодействия в научном сообществе;

—    о педагогической и научной этике ученого-исследователя.

2) знать и понимать:

—    современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;

—    методологию научного познания;

—    достижения мировой и казахстанской науки в соответствующей области;

—    (осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;

—    в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;

3) уметь:

—    организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;

—    анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;

—    анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;

—    проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;

—    генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;

—    выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;

—    планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

4) иметь навыки:

—    критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;

—    аналитической и экспериментальной научной деятельности;

—    планирования и прогнозирования результатов исследования;

—    ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;

—    научного письма и научной коммуникации;

—    планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;

—    системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;

—    участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;

—    лидерского управления и руководства коллективом;

—    ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;

—    проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;

—    защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;

—    свободного общения на иностранном языке;

5) быть компетентным:

—    в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и роста информационных потоков;

—    в проведении теоретических и экспериментальных научных исследований;

—    в постановке и решении теоретических и прикладных задач в научном исследовании;

—    в проведении профессионального и всестороннего анализа проблем в соответствующей области;

—    в вопросах межличностного общения и управления человеческими ресурсами;

—    в вопросах вузовской подготовки специалистов;

—    в проведении экспертизы научных проектов и исследований;

—    в обеспечении постоянного профессионального роста.

Без рубрики