5.11.2012


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на встрече с активом КарГТУ «Образование и наука – фактор модернизации Казахстана», Караганда, 5 ноября 2012 г.

 

Уважаемые участники совещания!
Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить самые актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования, определить новые задачи.

За два года система высшего и послевузовского образования претерпела значительные изменения. Об этом отметил Глава государства в интерактивной лекции в Назарбаев Университете. Это подтверждается и результатами рейтинга Всемирного экономического форума.

По его итогам Казахстан по сравнению с прошлым годом улучшил свои позиции на 21 единицу, заняв 51 место среди 144 стран мира. Среди стран СНГ Казахстан занимает 2-ое место после Азербайджана. Это нас радует, но мы не должны успокаиваться. Многое еще предстоит сделать.
У нас есть главный стратегический документ – Государственная программа развития образования до 2020 года, которая ставит конкретные задачи перед сферой высшего и послевузовского образования. И мы обязаны со всей ответственностью их выполнить.

Поэтому сегодня я хотел бы еще раз акцентировать ваше внимание на основных приоритетах нашей с вами дальнейшей работы по повышению качества высшего образования.

Первая задача: Обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны.

В своей статье по построению Общества Всеобщего Труда Глава государства поручил активизировать работу по внедрению системы независимого подтверждения квалификации выпускников вузов и колледжей.

В этой связи в республике внедряется Национальная система квалификаций (НСК), которая объединяет рынок труда и образования за счет создания современных квалификационных требований к работникам.
Это поистине революционный шаг во взаимодействии учебных заведений и работодателей.
До сегодняшнего дня учебные заведения сами обучали и сами же вырабатывали квалификационные требования к выпускникам. Работодатели же придерживались каждый своих требований к специалистам. Эту проблему решает введение профессиональных стандартов.

В мировой практике, в первую очередь, оценивается уровень компетентности специалиста путем сертификации. Тем самым НСК обеспечивает единые требования к учебным заведениям и работодателям.

Теперь уровень профессиональной подготовленности выпускников будет оцениваться сообществом работодателей. Конечно это начальный этап внедрения.
В этой связи внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс.
Приняты Национальная и отраслевая рамки квалификаций. Работодателями начата работа по разработке профессиональных стандартов.

Важный вопрос – по каким отраслям внедрять обязательную сертификацию для допуска к работе, в том числе и дипломированным специалистам?
В этой связи надо выстраивать стратегические взаимоотношения с работодателями:
во-первых, по определению содержания высшего образования,
во-вторых, по формированию баз производственных практик и последующего трудоустройства выпускников;
в-третьих, по их привлечению в научную и инновационную деятельность;
в-четвертых, по их участию в органах корпоративного управления и формированию системы государственно-частного партнерства.

Вторая задача: Обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий.

Развитие науки и внедрение инноваций, их интеграция с образованием – это главная задача вузов, которая требует безотлагательного решения.
И здесь надо обратить внимание на создание при вузах инновационных структур: бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации научных разработок и технологий.
Согласно Госпрограмме развития образования с 2013 года планируется создание таких структур по направлениям.

Следующий вопрос – открытие совместных структурных подразделений научных и проектно-конструкторских организаций при вузах.
Это создает основу для проведения научных исследований, создания конкурентоспособных продуктов интеллектуальной собственности. Работу в этом направлении надо продолжить.

При этом надо продумать меры экономического стимулирования частного сектора по их вовлечению в научную и инновационную деятельность.

Уважаемые коллеги!

Перед нами стоят стратегические задачи, решение которых напрямую связано с повышением качества и укреплением позиций казахстанского образования.

Как отметил Глава государства, успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться. И мы с Вами должны придерживаться этих принципов. Это принципы общей ответственности, партнерского участия, стимулирования, профессионализма. Необходимо тесное взаимодействие всех уровней образования, работодателей и граждан.

Желаю всем плодотворной работы и достижения намеченных целей.

Спасибо за внимание.

Без рубрики