24.08.2012

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на совещании Совета по связям с общественностью в области образования. Астана, 24 августа 2012 г.

Уважаемые участники заседания!

Дорогие друзья!

Я рад приветствовать всех собравшихся сегодня в этом зале, и хочу поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на наше предложение принять участие в работе Совета.

В состав Совета включены депутаты Парламента Республики Казахстан, видные ученые и общественные деятели, представители международных организаций, работники сферы образования. Думаю, что такой качественный состав даст реальный эффект и позволит решить коллегиально многие вопросы развития образования и науки.

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Н.А.Назарбаев отметил, что модернизацию системы образования в Казахстане целесообразно проводить по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного процесса;

3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

В этой связи мы проводим анализ работы деятельности организаций образования с тем, чтобы не допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования.

Модернизация учебно-воспитательного процесса реализуется как через повышение качества преподавательского состава, так и через внедрение новых технологий, таких как электронное обучение, а также через совершенствование учебного контента.

Доступность образования обеспечивается как существующей системой приема в вузы, так и выделением грантов для социально уязвимых групп населения.

Сфера образования всегда была объектом пристального внимания общества: каждый человек, так или иначе, является ее непосредственным участником.

Кроме этого известно, что образование имеет длительный период действия. Результаты сегодняшних реформ мы увидим не завтра, и даже не через год, а по прошествии ряда лет.

В этой связи важно все начинания тщательно просчитывать, сопоставлять с мировым опытом.

Международный опыт показывает, что в развитых государствах гражданское общество активизируется в вопросах развития сферы образования. Различные общественные советы позволяют выстроить эффективное взаимодействие госорганов с гражданским обществом, вырабатывать при необходимости коррективы в государственную образовательную политику с учетом общественного мнения.

К примеру, в США крупнейшими общественными организациями являются Национальная родительско-учительская ассоциация и Национальный центр по связям семей и общин со школами, которые наделены широким спектром полномочий.

Только в Нью-Йорке действует 32 общественных советов по образованию (Комьюнити едьюкейшн кансилс Community Education Councils, CEC). Каждый Совет представляет свой школьный округ, включающий все муниципальные начальные, промежуточные и младшие средние школы. Интересы родителей и учащихся средних школ представляет единый общегородской совет по средним школам. Другой общегородской совет представляет интересы учащихся специального образования и их семей. Все члены CEC избираются на двухгодичный срок представителями родительских и родительско-преподавательских ассоциаций школ округа.

Российский общественный совет является постоянно действующим совещательным органом и призван содействовать подготовке предложений, обеспечивающих принятие оптимальных решений по развитию образования, науки и социальной защиты детей в России. Совет также проводит общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Минобрнауки России.

Мы также начали работу по вовлечению к обсуждению актуальных вопросов образования представителей общественности.

Год назад впервые в работе августовских педагогических совещаний, наряду с лучшими педагогами страны, приняли участие и представители гражданского общества.

Созданы Ассоциации учителей — математиков, химиков-биологов. Во многих школах работают попечительские советы, в 4 вузах созданы наблюдательные советы. Шире стали привлекаться работодатели к составлению учебных программ в системе ТИПО и вузов. Создается по поручению Главы государства независимая система оценки квалификации. Аккредитация вузов будут проводиться независимыми агентствами по аккредитации, включенными в Национальный реестр. Но этого явно недостаточно.

Для того чтобы придать новый импульс диалогу с общественностью мы решили создать данный Совет.

Думаю, что благодаря работе нашего совета сфера отечественного образования только выиграет. Как отмечает Глава государства «процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала».

Все вы хорошо знаете потребности общества. Все являетесь истинными патриотами. Вам не безразлично будущее страны.

Ваши предложения и рекомендации, которые мы услышим сегодня, будут учтены в дальнейшей работе министерства.

Утром в своем докладе я подробно рассказал обо всех нововведениях в сфере образования и думаю, что повторять его сейчас не имеет смысла.

Кстати, все мои выступления вы можете найти на сайте нашего министерства. Они вывешиваются сразу после моего публичного доклада.

Мы хотим обсудить вопросы улучшения взаимодействия центральных и региональных уровней в процессе реализации реформ в области образования.

Прошло полтора года с начала реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. Есть определенные результаты. Их надо обсудить.

Освещение в СМИ хода реформ – архиважный вопрос. Ведь общественность узнает обо всех наших действиях через СМИ. И от того, насколько объективно отражается процесс модернизации на телевидении, в прессе, зависит общественное восприятие.

С целью повышения качества образования через вовлечение общества в процесс управления организациями образования мы стали формировать попечительские и наблюдательные советы. Необходимо обсудить, насколько они эффективны. Какие меры требуются для повышения их роли.

Важный вопрос — международная оценка достижений образовательной системы Казахстана. Мы все более интегрируемся в мировое образовательное пространство. Многие выпускники наших вузов имеют возможность продолжить обучение за пределами Казахстана, работают в международных организациях и предприятиях.

Ну наконец, главный вопрос – повышение статуса и престижа основной фигуры образовательного процесса –Учителя.

Без повышения качества педагогического корпуса, повышения его ответственности все остальные шаги не будут иметь должного эффекта.

Думаю, в ходе обсуждения возникнут и другие вопросы. Их мы по возможности обсудим сегодня, либо поручим подготовить к следующему заседанию.

Теперь о том, чего мы ждем от данного совета.

Первое. Нам важно знать ваше мнение по ходу модернизации в сфере образования и науки.

Второе. Совместно выявить проблемные узлы и определить пути их решения.

Третье. Мы бы очень хотели, чтобы вы, в ходе встреч с населением, также разъясняли реформы в сфере образования и науки.

Уверен, вместе мы сможем наладить постоянную связь с обществом. И выработанные меры будут способствовать повышению качества казахстанского образования.

В составе Совета 51 человек. Мы планируем собираться раз в полугодие. Сегодня наше первое заседание. Кворум есть.

Заключение

Уважаемые участники совещания!

А теперь позвольте подвести итоги нашего заседания.

Заседание проходило в режиме активного диалога. Мы откровенно обсудили положение дел в сфере казахстанского образования. Были проанализированы наши достижения, была и разумная критика.

Поступили интересные предложения и конкретные рекомендации, которые будут учтены в нашей дальнейшей работе.

Благодарю всех за активное участие в работе нашего Совета и до встречи на следующем заседании.

Всем желаю крепкого здоровья и успехов!

Без рубрики