23.11.2012


Speech by Minister of Education and Science of the RK B.T. Zhumagulov at the Second meeting of Ministers of Education and Science of the States – participants of the Bologna process (Strasbourg, November 22-23, 2012.

 

Dear colleagues! From the moment of entry into the Bologna process in the two years we have carried out substantial work on the implementation of its parameters, including on the legislative level. In the context of ideas realization Бухарестского коммюнике принята Стратегия академической мобильности Казахстана до 2020 года.

Наши усилия будут направлены на обеспечение качества образовательных программ, дальнейшую интернационализацию, достижение сбалансированной мобильности.

В сентябре этого года Казахстан стал правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества образования. Членами Европейской Ассоциации Университетов стали 6 казахстанских вузов.

Казахстан, будучи самой молодой страной-подписантом Болонской декларации, вошел в число стран, принявших Национальные рамки квалификаций (НРК). НРК разрабатывалась с учетом опыта не только европейских стран, проводящих аналогичную работу.

Особенность казахстанской НРК состоит в том, что она является неотъемлемой частью Национальной системы квалификаций.

Данная система утверждена Законом Республики Казахстан и включает в себя:
1) национальную рамку квалификаций;
2) отраслевые рамки квалификаций;
3) профессиональные стандарты;
4) оценку профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалиста.

Национальная рамка квалификаций (НРК) разработана с учетом международного опыта двумя центральными государственными органами страны: Министерством образования и науки и Министерством труда и социальной защиты населения.

Создание и развитие НРК и Национальной системы квалификаций закреплено и в стратегии развития образования на ближайшее десятилетие (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы).

Хочу отметить, что казахстанская НРК совместима с Европейской рамкой квалификаций по 8-ми уровням в масштабах страны и базируется на результатах обучения. В Национальной рамке используются Дублинские дескрипторы.

В целом при разработке НРК национальная команда опиралась на рекомендации Болонской рабочей группы, состоящей из 11 шагов. Казахстан прошел основные шаги. В настоящее время начата работа по подготовке к прохождению самосертификации с привлечением иностранных экспертов. Такая работа нами уже ведется, получены первые рекомендации, по ним ведется анализ.

В целом же разрабатывается поэтапный план реализации НСК. Планируется создать Рабочую группу по самосертификации из представителей Министерства и других государственных органов, а также агентств по обеспечению качества, работодателей.

Основные результаты деятельности Рабочей группы по самосертификации будут представлены на рассмотрение Рабочей группы по наблюдению за Болонским процессом.

На основе НРК разработаны отраслевые рамки квалификаций в сферах образования и науки, труда, сельского хозяйства.

Начата также разработка профессиональных стандартов. Они уже имеются в нефтегазовой, туристской, машиностроительной, аграрной сферах по 118 профессиям. Их разработка с учетом мирового опыта продолжается, в том числе в рамках совместного проекта с Всемирным банком.

Заложены основы институциональной модели независимого подтверждения квалификации. В пилотном режиме создаются независимые центры подтверждения квалификации в нефтегазовой, горно-металлургической и туристской отраслях. При этом государство оказывает финансовую и методическую поддержку отраслевым объединениям работодателей.

Таким образом, на сегодня Казахстан как участник Болонского процесса реализует полный комплекс мер по дальнейшему продвижению принципов Европейского пространства высшего образования.

Благодарю за внимание!

Uncategorized